Меня в последнее время часто волнует вопрос справедливости. Посещают мысли о категориях справедливости. Все явления (частные и общественные) измеряю категориями справедливости. Может, «инфицирована вирусом справедливости?!»

В детстве мечтала стать следователем и раскрывать преступления, готова была особо тяжкие преступления раскрывать ценой собственной жизни. Верила, что справедливость всегда должна торжествовать. Эти мечты привели на юридический факультет КазГУ им. аль-Фараби.  

В начале 90-х, когда училась в КазГУ, криминалистику нам преподавал профессор, доктор юридических наук Джакишев Еркин Газизович. Я очень любила криминалистику. Защитила по его руководством магистерскую работу по следственным версиям.

Профессор Еркин Газизович был очень хорошим человеком, пользовался уважением студентов за свой профессионализм, за справедливость и за неподкупность.

C семьей своего любимого преподавателя не была знакома. Когда узнала, что его сына осудили за хищение, подумала, «даа, у такого хорошего отца недостойный сын».

Недавно стала интересоваться личностью Мухтара Джакишева, как студент Е.Джакишева. 

И жизненный путь Мухтара перевернул все мои представления о криминалистике, о преданности к делу, и, конечно же, о судах и о справедливости …

Оказывается, М.Джакишев закончив Московский инженерно-физический институт, применил свои знания в сфере юриспруденции. Поступил в аспирантуру в МИФИ, где работал под руководством профессоров И.Быковского и Р.С.Белкина (а они авторы учебников криминалистки, по которым все нынешние юристы учили криминалистику) над темой: «Использование лазерной флюоресценции при расследовании преступлений». Параллельно проходил стажировку в экспертно-криминалистическом управлении ГУВД Москвы, на Петровке 38 (Это ведь мечта любого юриста!). Там же он изобрел уникальный прибор — портативный лазерный детектор скрытых следов преступлений.

В 1992 году М.Джакишев защитил диссертацию в области использования лазерных методов в криминалистике и судебной экспертизе, получил ученую степень кандидата юридических наук. В этом же году был приглашен в США на 77-ую ежегодную конференцию международной ассоциации идентификации. Когда его привлекли к практической работе по раскрытию преступлений, Мухтар с помощью своего уникального прибора раскрыл политическое убийство в Атлантик-Сити 15 летней давности (!). В Америке Мухтар читал лекции в университете Род-Айлэнда. Оценив его работу, ФБР предложило ему остаться в качестве специалиста с  годовым окладом в 110 000 долларов США и полным соцпакетом американского федерального агента. Но Мухтар отказался. Свой отказ он аргументировал желанием вернуться на Родину и работать в интересах своей страны.

В 1998 году его назначают президентом в Национальную Атомную компанию «Казатомпром», руководителем которой он проработал практически до своего ареста. Я как юрист была поражена его способностями – как отличного криминалиста и как отличного менеджера с уникальными управленческими способностями.

Личные заслуги М.Джакишева перед своей Родиной огромные — поскольку именно он смог возродить уранодобывающую отрасль в Казахстане, сделать ее не просто конкурентоспособной, а вывести в число лучших в мире.  За эти же заслуги в развитии экономики в 2007 году был награжден орденом «Курмет».

Однако, в 2010 году его осудили за хищение и за получение взятки.

Я как юрист, не могу ставить под сомнение законность и обоснованность уже вступившего в законную силу приговора суда. Он отбывает наказание уже почти 10 лет.

Неужели за все вышеуказанные заслуги, а также с учетом состояния здоровья, нельзя его освободить условно-досрочно?!

Давайте посмотрим, кого суды Казахстана освободили условно-досрочно?!

Министра транспорта и коммуникаций Аблая Мырзахметова, обвиненного в создании преступной группы и хищении 1,1 млрд тенге в мае 2003-го приговорили к 5 годам лишения свободы условно (!).

Президент нацкомпании «Казахстан Темир Жолы» Жаксыбек Кулекеев осужден на 3 года лишения свободы за превышение служебных полномочий и злоупотребления, в том числе – злоупотребление результатами тендера по госзакупкам. Вышел на свободу по УДО в 2009 году, то есть уже через год.

Бывшего заместителя председателя правления АО «НК «Казахстан инжиниринг» Каната Султанбекова в ноябре 2017 года суд признал виновным в получении взятки в размере более 1 млрд тенге и назначил 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении максимальной безопасности. В феврале 2018 года на открытом судебном заседании наказание в виде лишения свободы для К.Султанбекова отменено и тюремный срок заменен штрафом в размере 2 миллиардов 139 миллионов тенге.

Бывший министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев, в апреле 2011 года приговоренный к 7 годам лишения свободы, был помилован президентом уже через 7 месяцев и вышел на свободу.

3 февраля 2012 года председатель Комитета таможенного контроля РК Серик Баймагамбетов был задержан за получение взятки в размере 80 тысяч долларов. 8 января 2013 года приговорен к лишению свободы на 10 лет с конфискацией имущества и отбыванием срока в колонии строгого режима. Указом президента РК от 9 сентября 2014 года Баймагамбетов был помилован, и срок уголовного наказания был сокращен до 5 лет. 19 февраля 2015 года постановлением суда условно-досрочно освобожден.

Отсидел 2 года вместо 10 лет.

Осужденный 27 июня 2014 года на 6 лет тюрьмы по обвинению в получении взятки в особо крупном размере и в незаконном хранении оружия бывший замминистра обороны Багдат Майкеев вышел на свободу 4 февраля 2015 года в связи с болезнью (сидел не более года).

Наше государство и суды смогли простить даже начальника Главного управления вооружений Министерства обороны генерала-майора Алмаза Асенова, который был задержан в момент получения взятки в размере 200 тысяч долларов от представителей компании «Укрспецэкспорт». 23 июля в Алматы был вынесен приговор, согласно которому его осудили на 11 лет заключения в колонии строгого режима с конфискацией имущества и лишением всех воинских званий. Как Вам известно, столь суровый срок он получил за крупную взятку, а также за миллион долларов «отката» за содействие в заключений крупных контрактов по ремонту военной техники. «Отремонтированным» за взятку оказался и самолет АН-72, который 25 декабря 2012 года рухнул под Шымкентом. В авиакатастрофе погибли директор погранслужбы КНБ РК Т.Стамбеков с супругой, 18 сотрудников погранслужбы и 7 членов экипажа.

Даже этого высокопоставленного чиновника, по вине которого произошла авария и погибло 27 (!) человек  — наши суды смогли условно досрочно освободить, дав ему возможность отсидеть лишь 3,5 года из 11 лет.

В то же время государство и суд никак не могут простить М.Джакишева?!

Суды могут аргументировать отказ тем, чтобы освободить по состоянию здоровья, необходимо наличие инвалидности первой и второй группы.

Но, бывшего замминистра обороны Б.Майкеева суд освободил в течение года во избежание предотвращения последствий в виде наступления смерти, так как он нуждается в высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, оказание которой невозможно в условиях отбывания наказания в местах лишения свободы, а также в пределах Казахстана. Между тем, в постановлении не говорится о какой либо группы инвалидности.

А Джакишева, которому еще 22 октября 2009 года был поставлен диагноз «атрофия левого желудочка сердца» и стал инвалидом за время отбывания наказания длиной 9 лет – суд до сих пор не освобождает условно-досрочно. Его болезни и состояние здоровья вызывают обоснованные опасения у народа.

Справедливо ли это?!

Тема справедливости и ее соотношения с правом стара как сам мир. Она принадлежит к числу вечных тем философии и юриспруденции.

Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. Справедливость — принадлежит к числу вечных ценностей и основных принципов права.

Как юрист, думаю, что Казахстан, которое провозгласило себя правовым государством,  тоже не должно отойти от этого высшего принципа права.

В связи с чем, я верю, что в скором времени справедливость восторжествует и  Джакишев Мухтар Еркынович будет освобожден условно-досрочно.

Салтанат Рахимова,  юрист,

 участник НПМ по

Атырауской области