Первый митинг казахстанских фермеров прошел под знаком субсидий. Государство задолжало около 37 млрд тенге животноводам из разных регионов страны. Требовать их выплаты и вышли аграрии Актюбинской области. Вместе с проблемой выплаты субсидий, высказали животноводы и претензии к электронной системе онлайн субсидирования на базе платформы Qoldau. Система, призванная устранить коррупцию в сфере субсидирования, сама была обвинена в непрозрачности при формировании очереди. Вопросы вызывает и возросшая абонентская плата за доступ к порталу. О том, почему подрос тариф по работе с зерновыми расписками и что не так с онлайн-субсидированием мы спросили главного специалиста АО «Информационно-учетного центра» Азамата КУРМАНОВА.
— Азамат, Вы были на митинге. Событие не рядовое. Как прошло?
— Вполне цивилизованно. Митинг длился около часа. Без происшествий. Основные претензии аграриев связаны с субсидированием: денег либо мало, либо совсем нет. По системе Qoldau особой критики не было. Хотя, был один транспарант или баннер с упоминанием нашего портала и несколько раз фермеры упоминали Qoldau…
— Ругали?
— Не хвалили. Но, это понятно. Внедрение инноваций никогда и нигде не шло гладко. Так, к примеру, было с зерновыми расписками три года назад. Но сегодня аграрии благодарят нас за внедрение зерновых расписок.
— Насчет благодарности. После роста тарифа доступа к порталу, количество благодарных, наверняка, сократилось?
— Если Вы помните, в 2016 году был утвержден антикризисный план действий Правительства РК и Национального банка по обеспечению экономической и социальной стабильности. Зерновые расписки были внедрены через поправки в закон «О зерне» согласно требованию пункта 66 данного Плана. То есть создание системы электронных зерновых расписок – это не только веление времени, но и эволюция отечественного законодательства. Нужно понимать, что новые технологии, масштабные информационные системы, тем более созданные здесь в Казахстане, а не закупленные из-за рубежа – стоят немалых денег.
— Каких, если говорить о системе электронных зерновых расписок на Qoldau?
— Разработка системы в 2016 году обошлась примерно в 175 млн. тенге. Причем это собственные средства. Ввиду «забюрократизированности» процедур, связанных с бюджетом, политика компании – отказ от бюджетного финансирования при разработке новых информационных систем.
— То есть теперь нужно вернуть вложенное?
— Нет. Сегодня деньги собираются не для этого. Абонентская плата взимается для сопровождения и дальнейшее развитие платформы. Стоимость сопровождения составила около 42 млн тенге в 2016 году. Данные расчеты взяты не из воздуха. Тариф рассчитан на основании методики расчета и нормативов затрат утвержденной приказом №133 Министерства по инвестициям и развитию РК от 28 января 2016 года. Я так подробно перечисляю все эти приказы, законы и иные нормативы, чтоб общественность понимала, что каждая цифра в работе АО со стопроцентным государственным участием – это многократно согласованная с разного рода государственными ведомствами, с палатой предпринимателей «Атамекен» и иными общественными организациями, цифра.
— Но ведь изначально стоимость доступа к системе для аграриев был 1 МРП, и для хлебоприемных предприятий – 36 МРП. Этих денег стало мало или доходы компании – тайна за семью печатями?
— Никаких тайн нет. Отчеты компании, в том числе финансовые, доступны в базе депозитария финансовой отчетности. Конкретно в 2016 году доход компании составил 23 млн. тенге, то есть покрытие расходов ИУЦ на сопровождение Системы составило всего 54%, что не могло не сказаться на безубыточности предприятия. Поэтому, 1 июня 2017 года произошло повышение тарифа для клиента Системы — держателя зерновой расписки с 1 МРП до 5 МРП. При этом, стоимость годовой абонентской платы для ХПП осталось без изменений, то есть 36 МРП.
АО «Информационно-учетный центр», проще говоря, сидит на хозрасчете, поэтому для нас важно соблюдать баланс между расходами и доходами. У компании есть свой план развития, утвержденный советом директоров и, если коротко: для обеспечения безубыточности деятельности, доходы от регистраторской деятельности по зерновым распискам должны были составлять не менее 60 млн тенге в 2017 году.
— Фермеры не согласны с тем, что растет тариф именно для них. При этом те же хлебоприемные предприятия платят 36 МРП, как и три года назад. Почему такая несправедливость?
— Информационно-учетным центром было предложено несколько вариантов. Тот, по которому в итоге пошли, и второй путь – сделать платными только часть услуг. Поясню. На тот момент в системе было реализовано 31 вид операций. По 22 из них мы предлагали вообще не взимать оплату. По 9 остальным, в частности, по купле\продаже зерновых расписок, по передаче и приемке расписки в залог, по зачислению и списанию и по публикации извещения о проведении торгов – установить оплату в 0,5 МРП.
Был ещё третий вариант, предложенный Минсельхозом. Они предложили не повышать тариф для аграриев, но повысить его для ХПП. Ввести для них дифференцированный тариф в зависимости от объемов хранения. В итоге ХПП платили бы от 57 тысяч до 114 тысяч в год, в зависимости от емкости.
Обсуждение было бурным. В формате видеоконференций с участниками зернового рынка, акиматами областей, общественными организациями и решено было поднять оплату именно для аграриев. Этим летом снова были жаркие дискуссии, и в итоге стоимость для аграриев выросла до 21 МРП. Для ХПП абонплата осталась прежней – 36 МРП.
Существуют Правила проведения открытого конкурса по определению регистратора зерновых расписок, утвержденные приказом заместителя Премьер-министра РК — Министра сельского хозяйства РК от 25 января 2019 года, за № 33. Согласно подпункту 8) пункта 8 указанных Правил, электронные услуги пользователям Системы предоставляются Регистратором на платной основе с учетом его расходов на развитие и сопровождение информационной системы. Данные расценки установлены решением Совета директоров Регистратора от 10 апреля 2019 года № 103. Проще говоря, компания не может оказывать услуги ниже их себестоимости, иначе это приведет к её банкротству.
— Судя по тому, что тариф для аграриев вырос в 20 раз за 3 года, о банкротстве компании-регистратора говорить «преждевременно» …
— Закон не предусматривает каких-либо изъятий, предписывающих ИУЦ осуществлять регистраторскую деятельность себе в убыток. Также законодательство не содержит оснований для финансирования регистраторской деятельности из государственного бюджета. Наоборот. Информационно-учетный центр, как акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, обязан не менее половины от чистого дохода направлять в качестве дивидендов государству, то есть в бюджет. То есть перед ИУЦ не стоит цель получения сверхприбыли и обогащения.
— Каковы доходы компании от регистраторской деятельности в сфере электронных зерновых расписок?
— В 2016 году – 23 млн. тенге; в 2017 году – 54 млн. тенге; в 2018 году – 65 млн. тенге; в 2019 году планируются – 159 млн. тенге.
— Какую часть от общего дохода компании составляют доходы от регистраторской деятельности?
— Если брать для примера прошлый, 2018 год, то около 6%. Будет удобно, если приведу данные в виде таблицы. Посмотрите.
Заказчик/проекты | тыс. тенге | Доля в дохода (%) |
Министерство финансов (проекты gosreestr.kz и dfo.kz) | 517 060 | 49 |
Местные исполнительные органы (проект gosreestr.kz) | 371 230 | 35 |
Национальный Банк РК (проект e-nationalbank.kz) | 11 250 | 1,1 |
Проект по зерновым распискам | 65 444 | 6 |
Прочие проекты, включая участников электронных торгов по проекту gosreestr.kz | 92 845 | 8,8 |
В общем доходы компании в 2018 году составили 1 057 829 тысяч тенге. При этом расходы составили 1 034 785 тысяч тенге. Кому интересны расходы компании, можно зайти на депозитарий и взять оттуда полную расшифровку. Повторюсь: все финансовые и отчетные документы, в том числе аудиторские отчеты Общества публикуются в открытом для пользователей доступе на интернет-ресурсах реестра госимущества www.gosreestr.kz и депозитария финансовой отчетности www.dfo.kz. К примеру, с Планом развития ИУЦ на 2017 года можно ознакомиться по ссылке https://gr5.gosreestr.kz/p/ru/GrObjects/objects/teaser-view/171018?OptionName=BlockGrObjects ExtraInformation.
Одно могу сказать, никаких разоблачительных цифр там нет – все расходы прозрачные. Дорогой мебели, люксовых внедерожников или роскошных офисов у нас нет.
Из 21,6 млн тенге чистого дохода за 2018 год, примерно половина – 10,8 млн тенге – это выплаченные дивиденды в доход республиканского бюджета. То есть в конечном итоге чистые доходы компании не такие большие. С другой стороны, если бы доходность была ниже – сейчас Вы спрашивали бы меня: Почему, по сути, государственная компания является убыточной или близка к банкротству?
— Что мешает жить за счет бюджета?
— Система электронных зерновых расписок – это один из рычагов государственного администрирования зернового рынка. Выгодоприобретателями здесь являются участники зернового рынка, в том числе зернотрейдеры. Что касается бюджетных денег, то не существует денег государства – это деньги налогоплательщиков. Содержать на эти средства систему, в которой работают лишь участники зернового рынка, мягко говоря, несправедливо. Все говорят о расходах на систему и тарифах, но забывают, что до ее внедрения было очень много расходов, например, связанных с выпуском бумажных расписок. Только на распечатку защищенных бланков на Банкнотной фабрике Национального Банка у хлебоприемных предприятий уходили десятки миллионов тенге по стране. Сами же фермеры жаловались на ХПП, что те работают непрозрачно занижая качество зерна, на чем они теряют сотни миллионов тенге. Сейчас система прозрачна, позволяет экономить и риск коррупции минимизирован. При этом объем данных постоянно растет, а значит необходимо наращивать и ресурсы для их обработки и хранения.
— На что конкретно тратятся вырученные средства?
— Средства идут на обеспечение информационной безопасности и сопровождение Системы, в том числе по реализации информационных взаимодействий с другими системами. Идут на модернизацию технических средств и оборудования, на доработку системы, в случае необходимости. Идут на содержание it-сотрудников Регистратора, обслуживающих Систему и так далее. Под сопровождением необходимо понимать процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения после передачи в эксплуатацию.
Из-за роста система и её веб-портала Qoldau.kz в текущем году потребовалось нарастить вычислительные ресурсы. Большая часть данных находилась под риском потери. Ежегодно приобретаемое ИУЦ оборудование лишь частично перекрывало растущую потребность. Был риск потери данных и полной остановки портала. Поэтому, в 2019 году были приобретены две системы хранения данных общей стоимостью 110 млн. тенге. Для обеспечения нормальной работы Портала необходимо ежегодно приобретать/ обновлять серверное оборудование, системы хранения данных и лицензионное программное обеспечение. Все это существенные затраты.
— Почему нельзя привлечь иностранные компании с опытом работы, с необходимыми человеческими и техническими ресурсами? То есть создать конкурентную среду…
— Изначально для обеспечения безопасности и конфиденциальности работы системы зерновых расписок, регистратором зерновых расписок должна была стать организация с участием государства в уставном капитале, обладающая опытом работы на рынке ценных бумаг и определяемая Правительством РК. Из шести организаций, отвечающих этим требованиям, только АО «ИУЦ» выразило готовность выступить в качестве регистратора зерновых расписок. То есть при выборе регистратора конкуренция присутствовала.
Акцентирую Ваше внимание, что по законодательству данные государственного электронного реестра держателей зерновых расписок принадлежат государству. Эти данные содержат конфиденциальные сведения об участниках зернового рынка, формируемые из других государственных баз данных и информационных систем.
Поэтому привлечение зарубежных организаций в этой сфере весьма сомнительно, с точки зрения информационной безопасности. Важно, что информационная система зерновых расписок является полностью казахстанской разработкой (ИУЦ), а значит отечественной инвестицией в экономику Казахстана.
Думаю, необходимо обратить внимание на экспансию иностранных систем на казахстанский рынок. Примером может являться проект «Кунделик», который является экспортной версией российской системы «Дневник», а также переход на электронные паспорта транспортных средств, продвигаемые на базе системы РосТеха.
Допуск иностранных компаний на такие фундаментальные сервисы как реестр зерновых расписок, реестр заявок на субсидирование, мониторинга земель и других может привести к потери Казахстаном «цифрового суверенитета», что приведет к снижению общего уровня национальной безопасности. Проще говоря, конкретно на этом участке иностранные компании работать не должны, несмотря на то, что мир сегодня открыт и технологии развиты. Поэтому «Информационно-учетный центр» занимает проактивную, даже скажу, агрессивную позицию на рынке фундаментальных информационных учетных систем для министерств финансов и сельского хозяйства, Национального банка РК и местных исполнительных органов.
Подготовлено: АО «Информационно-учетный центр»