В газете «Sakhara» от 8 июля
2021г. была опубликована статья
«Проблемы воды создает Чело-
век, а не только природа», вы-
звала неоднозначный интерес
(поддержка, критика, рекомен-
дации и пофигизм) у читателей
и экспертов. В той публикации
повествуется многое из того, что
мы знаем о воде и о связанных
с нею современных проблемах
(подробности в статье), которые
прямо касаются всех людей на-
шей планеты. А до этого в мае
месяце 2021г. по этому вопросу
было направлено обществен-
ное Обращение в облмаслихат.
Как известно, вода – ключе-
вой компонент земной природы
и в то же время наименее изу-
ченный, и хранящий в себе мно-
жество тайн и нереализован-
ных возможностей, к которым
наука только подступает. На-
помню еще несколько мыслей
об этом уникальном природном
минерале (вода). Древнегрече-
ский философ Фалес провозгла-
сил воду «началом всех начал».
Две тысячи лет спустя Леонардо
да Винчи назвал воду «одухотво-
ренной жизнью», ведь все жи-
вое на Земле вышло из воды и
содержит ее (в себе) как основ-
ной природный компонент. Еще
через два века Людвиг Фейер-
бах пришел к выводу, что, глядя
на водную поверхность, «че-
ловек стал осознавать самого
себя», а В.И. Вернадский первым
в мире сумел осмыслить «все-
охватную роль воды в истории
нашей планеты». И еще, Аль-
берт Сент-Дьери, утверждал,
что вода – это «не только мать,
но и матрица жизни на Земле».
Так вот, все эти «вопросы» о
воде (точнее, ее реальная ох-
рана и разумное использование)
ныне усугубляющиеся различ-
ными проблемами, порожден-
ными именно человеческим со-
обществом, и касающиеся лично
нас (жителей северного При-
каспия), подвигло группу мест-
ных депутатов и граждан об-
ратиться (весной этого года) в
областной маслихат со своим
Обращением. Его текст вновь
публикуем в нашей газете (по
просьбе читателей и специали-
стов), ибо оно вызвало разноо-
бразный и неподдельный инте-
рес, и нуждается в общественной
и государственной поддержке!
Согласно Указа Президента
Республики Казахстан «О Государ-
ственной программе Республики
Казахстан «Питьевые воды» на 2001-
2030 годы», поныне действует Поста-
новление Правительства Республики
Казахстан от 2 июля 2001 года N 903.
Данный Указ принят и утвержден в
целях устойчивого обеспечения на-
селения страны питьевой водой в не-
обходимом количестве и гарантиро-
ванного качества, улучшения состо-
яния здоровья граждан Республики
Казахстан. Реализация его III-го
этапа осуществляется в текущий пе-
риод 2016-2030 годов.
В данной Программе проанализи-
ровано (на начало 21 века) современ-
ное состояние водо-обеспечения на-
селения страны питьевой водой, на-
мечен комплекс конкретных меро-
приятий в разрезе областей, планы
их реализации, совершенствования
нормативно-правовой базы, опреде-
лены следующие приоритеты:
1) перечень особо важных объек-
тов, требующих неотложного реше-
ния вопросов финансирования стро-
ительства;
2) реабилитация и децентрализа-
ция действующих систем и сооруже-
ний водоснабжения;
3) строительство новых систем и
сооружений питьевого водоснабже-
ния городов и сельских населенных
пунктов;
4) улучшение качества питьевой
воды;
5) интенсификация использования
подземных вод;
6) формирование рынка услуг по
водоснабжению населения;
7) рациональное использование и
охрана водных ресурсов;
8) создание высокотехнологич-
ных производственных мощностей
по выпуску оборудования для водо-
снабжения;
9) нормативно-правовое обеспе-
чение;
10) информирование и просвеще-
ние населения по проблемам рацио-
нального использования водных ре-
сурсов питьевого качества,
формирование экологической
культуры у населения;
11) усиление роли гидрогеологиче-
ских организаций, научно-исследо-
вательских институтов и образова-
тельной базы; а также
основные направления и меха-
низм реализации, объемы необхо-
димых инвестиций и источники их
финансирования.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка настоящей Госпро-
граммы была обусловлена расту-
щей необходимостью подачи воды
для населения для хозяйственных и
питьевых нужд, нехваткой воды для
ОБРАЩЕНИЕ
ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ И ГРАЖДАН АТЫРАСКОЙ ОБЛАСТИ
сельского хозяйства, животновод-
ства, промышленности, возросшим
уровнем заболеваемости населения
(связанных с водным фактором),
ухудшением санитарно-эпидемиоло-
гической обстановки и необходимо-
стью снабжения населения питьевой
водой гарантированного качества.
В результате существующего кри-
тического состояния систем водо-
снабжения во многих городах и насе-
ленных пунктах республики не обе-
спечивается бесперебойное снабже-
ние населения водой, а ее качество
не соответствует санитарно-гигие-
ническим требованиям, отвечающим
критериям безопасности для здоро-
вья человека. К слову, по данным
Всемирной Организации Здравоох-
ранения, продолжительность жизни
людей на 70% зависит от качества по-
требляемой питьевой воды. То есть
вопрос инвестирования в отрасль
водопроводно-канализационного
хозяйства становится социально-по-
литическим и напрямую связан со
здоровьем народа, а это уже вопрос
национальной безопасности!
Во-первых, одна из ее проблем,
это отсутствие канализационных
очистных сооружений с полным
циклом механической и биологиче-
ской очистки, прямые сбросы неочи-
щенных сточных вод, неудовлетво-
рительное состояние накопителей
очищенных сточных вод, которые
являются основными причинами
техногенного загрязнения как по-
верхностных, так и подземных вод,
и создают экологически опасную об-
становку в зонах формирования, от-
ведения и утилизации сточных вод.
Кроме того, проблема обеспечения
населения водой питьевого качества
наряду с природным дефицитом во-
дных ресурсов в Казахстане усугу-
бляется повсеместным неудовлетво-
рительным техническим состоянием
систем водоснабжения и водоотведе-
ния. Так, из-за длительной эксплуа-
тации, превышения срока службы
и несвоевременного обновления
основные средства «водоканалов»
имеют огромную изношенность Тех-
ническое состояние систем в неко-
торых городах весьма критическое,
износ сооружений и объектов дости-
гает 70 процентов и требуют немед-
ленной реконструкции или полной
замены. Упадок отрасли вообще свя-
зан с тем, что в системы городских
водопроводов и канализаций многие
годы не направлялись полноценные
инвестиции, также сказались орга-
низационные, технические и про-
чие причины.
Кроме всего, ныне в стране прак-
тически не осталось водных объек-
тов, которые можно отнести к чи-
стым и полноводным. Например,
на трансграничной реке Ак Жайык
(Урал), происходят ежегодные и рез-
кие увеличения потребления воды в
соседней России и строительство там
десятков новых водохранилищ, усу-
губляемое климатическими и эколо-
гическими изменениями в бассейне
этой реки, что создает различные
кризисные и негативные ситуации
для жизни и деятельности людей в
западных регионах Казахстана (Аты-
рауская и Западно-Казахстанская
области). И все это является прояв-
лениями нарушений международной
Стокгольмской Конвенции о транс-
граничных реках, подписанных РФ
и РК еще в конце 20 века. И можно
с сожалением прогнозировать, что
на этой древней реке грядет даль-
нейший дефицит водных ресурсов
в ближайшее десятилетие. Теперь
водная проблема все более превра-
щается в «стратегический предмет
спора и разногласий» между респу-
бликами и внутри этих стран. И от
того, как они отнесутся к решению
обозначенной проблемы, будут за-
висеть расстановка даже политиче-
ских сил в Казахстане, и сам факт и
перспективы жизни жителей запад-
ного Казахстана.

  1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО
    СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    Согласно статистике, население
    Атырауской области составляет
    657118 человек (на 1 января 2021
    года). И более всего проблемы по во-
    доснабжению проявляются в сель-
    ских населенных пунктах. Обеспе-
    ченность водой для хозяйственно-
    питьевых нужд населения (вдоль
    реки Ак Жайык) находится в преде-
    лах 60-80% (по статистике). Серьез-
    ная проблема существует с обеспе-
    чением питьевой водой сельского на-
    селения в степной зоне, где центра-
    лизованное водоснабжение реша-
    лись путем строительства локальных
    (для одного поселка) и групповых
    (несколько поселков) водопрово-
    дов. Но большинство этих водопро-
    водов введены в эксплуатацию или
    ремонтированы десятки лет назад.
    Так что срок службы ряда водопро-
    водов и отдельных их веток давно
    истек, а у остальных — износ труб и
    сооружений достиг 70 и более про-
    центов. Поэтому участилось коли-
    чество их технических поломок, и
    эта возросшая аварийность способ-
    ствует вторичному загрязнению пи-
    тьевой воды, длительным перебоям
    в ее подаче, большим утечкам в са-
    мих водопроводных сетях, достига-
    ющим в отдельных случаях 30 и бо-
    лее процентов, непроизводительным
    потерям воды, что ведет к перерас-
    ходу электроэнергии и, в конечном
    счете, к увеличению себестоимости
    1 куб. м. воды. В результате немалое
    количество сельских населенных
    пунктов, так или иначе, отказалось
    от услуг групповых водопроводов. А
    многие поселки просто отключены
    от водоснабжения эксплуатирую-
    щими организациями из-за хрони-
    ческих неплатежей. В итоге всего,
    население этих отдельных районов
    области, испытывает дефицит в воде
    или потребляет для питья неконди-
    ционную воду.
    В Прикаспийском регионе (в пре-
    делах Атырауской области) име-
    ются ограниченные водные ресурсы
    и осуществляется строительство
    групповых водопроводов (из рек
    Ак-Жайык и Кигач), обслуживаю-
    щих десятки населенных пунктов и
    крупные промышленные объекты, в
    т. ч. на Тенгизе, Мангышлаке и дру-
    гих зонах. Однако, все действующие
    крупные водопроводы эксплуатиру-
    ются только при госбюджетных дота-
    циях на их содержание. Однако, по-
    прежнему немалое число населения
    в сельской местности до сих пор ис-
    пользует воду из трубчатых и шахт-
    ных колодцев, а также из открытых
    водоемов или потребляет привозную
    воду, даже при наличии рядом разве-
    данных месторождений подземных
    вод. Степень технической и санитар-
    ной надежности подобного водо-обе-
    спечения крайне низкие.
    В силу экономических трудностей,
    неплатежеспособности потребите-
    лей и технического выхода из строя
    некоторых веток водопроводов, уже
    не работают отдельные системы во-
    допроводов. А наличие громоздкой
    системы групповых водопроводов
    и крайне неудовлетворительное их
    техническое состояние, высокие за-
    траты на эксплуатацию и ежегодную
    реконструкцию, — свидетельствует
    о мало эффективности управления
    этим водохозяйственным комплек-
    сом и требуют выполнения меропри-
    ятий по его реорганизации. В целом,
    ранее достигнутый (к 1991 году) уро-
    вень обеспечения населения области
    питьевой водой резко упал, — в силу
    указанных и прочих причин, а также
    из-за нехватки в последние десяти-
    летия полноценной инвестицион-
    ной поддержки для функциониро-
    вания водопроводов. В итоге, у нас
    ежегодно происходит 3-5% падение
    среднего республиканского показа-
    теля обеспеченности населения пи-
    тьевой водой.
    В городах области (Атырау, Куль-
    сары) и почти во всех поселках, име-
    ющиеся системы водоснабжения в
    силу длительного срока эксплуата-
    ции и устаревшей технологии водо-
    очистки, теперь не в состоянии обе-
    спечить подачу воды нормативного
    качества, и поэтому действующие
    водопроводы не отвечают элемен-
    тарным санитарным требованиям.
    Подобная неблагополучная ситуа-
    ция с питьевым водоснабжением
    прямо влияет на состояние инфек-
    ционной заболеваемости граждан в
    некоторых населенных пунктах. Это
    инфекции с водным фактором пере-
    дачи: дизентерия, брюшной тиф, ви-
    русный гепатит А и прочие пакости.
    По данным Агентства Республики
    Казахстан по делам здравоохране-
    ния, в последнее время групповая
    инфекционная заболеваемость, свя-
    занная с водопроводной водой, стала
    приобретать системный характер.
    Установлено, что в среднем по ре-
    спублике удельный вес заболевае-
    мости вирусным гепатитом, переда-
    ваемым водным путем, составляет
    22,6. Подобное уже происходило ра-
    нее в Жалыойском районе Атыра-
    уской области, где заболеваемость
    вирусными гепатитами также при-
    няла характер «вспышки», где одно-
    моментно заболели 1342 человека.
    Причина одна и та же — недоста-
    точное обеспечение населения ка-
    чественной питьевой водой. В итоге,
    сложившаяся обстановка становится
    закономерным следствием нараста-
    ющего загрязнения самих систем
    водопроводов, неудовлетворитель-
    ного санитарно-технического состо-
    яния водопроводных сооружений
    и разводящих сетей, отсутствия на
    ряде водопроводов необходимого
    комплекса очистных сооружений
    и обеззараживающих установок,
    слабой материально-технической
    базы коммунального хозяйства, от-
    сутствия технических эксплуатаци

онных бригад, особенно в сельских
населенных пунктах. По мнению
Агентства по делам здравоохране-
ния фактическая заболеваемость
острыми кишечными инфекциями
среди населения республики была
бы еще выше, если бы не проводи-
лись своевременные профилакти-
ческие противоэпидемические ме-
роприятия (вакцинация населения в
сложных эпидемиологических реги-
онах, активное выявление больных,
приостановка или закрытие объек-
тов с имеющимися санитарно- эпи-
демиологическими нарушениями).
Также необходимо отметить, что в
связи со сложным социально-эко-
номическим положением населения,
особенно в сельской местности, не
все заболевшие обращаются за ме-
дицинской помощью, поэтому имею-
щиеся статистические данные недо-
статочно точно отражают динамику
роста заболеваемости.
Все эти порожденные проблемы
по водоснабжению населения, усу-
губляются еще глобальными при-
чинами и обстоятельствами. Так, по
объему речного стока водных арте-
рий, РК относится к числу наиме-
нее водо-обеспеченных стран СНГ.
По официальной статистике, ранее
удельная годовая водо-обеспечен-
ность составляла 37 тыс. куб. м. на
квадратный км. территории страны
и 6,7 тыс. куб. м. на одного человека,
а ныне и того … меньше. Так что, ре-
сурсы поверхностных вод (в средний
по водности год) составляли 100,5
куб. км., из которых лишь 56,5 куб.
км. сформировались на территории
республики. Остальной объем воды
поступает из сопредельных госу-
дарств (Россия, Китай, Узбекистан,
Кыргызстан). Объем «располагае-
мых» водных ресурсов для хозяй-
ственного использования (в сред-
ний по водности год), за вычетом
неизбежных стоков воды на потери,
удовлетворение экологических, са-
нитарных, транспортно-энергетиче-
ских требований, — не превышает 46
куб. км. А в маловодные годы, общий
объем водных ресурсов снижается
до 58 куб. км, а «располагаемый», со-
ответственно — до 26 куб. км. Кроме
того, общие ресурсы поверхностных
вод распространены крайне нерав-
номерно, что обуславливает боль-
шие затраты на их транспортировку.
Обеспеченность подземными во-
дами республики в целом достаточно
высокая, хотя отдельные районы ис-
пытывают острый дефицит как в об-
щих водных ресурсах, так и в воде
питьевого качества. На территории
республики для различных целей по
водоснабжению ранее было разве-
дано 623 месторождения подземных
вод с суммарными эксплуатацион-
ными запасами 15,84 куб. км в год, из
их числа пресные воды составляют
12,68 куб. км в год. Непосредственно
для хозяйственно-питьевых целей
разведано (тоже ранее) 494 место-
рождения подземных вод с суммар-
ными запасами 6,13 куб. км в год. А
их использование на хозяйственно-
питьевые нужды находится в пре-
делах 4-6% от общего потребления
всеми отраслями экономики страны.
В целом разведанные эксплуатаци-
онные запасы подземных вод (для
питья) более чем в 2 раза превышают
суммарную потребность страны (вот
резерв, не используемый в полной
мере!!!) и составляют 1,12 куб. м в
сутки на 1 человека. Ограниченное
распространение прогнозных ресур-
сов и наличие разведанных запасов,
пригодных для хозяйственно-питье-
вого водоснабжения, относят Аты-
раускую область к плохо и частично
обеспеченной территории. И не-
смотря на общий дефицит пресных
подземных вод, обусловленный не-
равномерностью распределения их
запасов, подземные воды даже на
разведанных месторождениях ис-
пользуются только в небольших объ-
емах (от 0,2 до 10% от величины раз-
веданных запасов), что существенно
сказывается на степени водо-обеспе-
ченности отдельных потребителей
(город, поселок) и целых районов.
В настоящее время остро стоит про-
блема загрязнения поверхностных и
подземных вод. На значительной ча-
сти территории республики подзем-
ные воды, используемые для сель-
скохозяйственного водоснабжения,
имеют повышенную минерализацию,
а также повышенное или пониженное
содержание других нормируемых по-
казателей. Качество поверхностных
вод практически по всем крупным
водотокам не соответствует стандар-
там питьевой воды. Например, наша
река Урал значительно обмелела за
последние десятилетия, и не может
быть использованы для хозяйственно-
питьевого водоснабжения без предва-
рительной очистки и подготовки, ибо
воды реки Ак Жайык (Урал) сильно за-
грязнены (начиная с самих верховьев
реки в РФ), например, фенолами (3
ПДК), синтетическими поверхностно-
активными веществами (1,4 ПДК) и
другими вредными веществами. Так
что, в настоящее время более поло-
вины населения Атырауской области
употребляют для питья воду, не отве-
чающую нормативам качества, или
испытывают дефицит в воде.
Таким образом, основными при-
чинами сложившейся и усугубля-
ющейся критической ситуации с
хозяйственно=питьевым водо-
снабжением населения области яв-
ляются:

  • общее техногенное загрязнение
    водных ресурсов, особенно поверх-
    ностных вод (т. е. реки, озера);
  • низкая обеспеченность и неудов-
    летворительное качество потребля-
    емой воды;
  • критическое техническое состо-
    яние систем водоснабжения;
  • несовершенство механизма и не-
    достатки управления водным хозяй-
    ством, ценовая политика по исполь-
    зованию водных ресурсов;
  • совершенно малое использование
    специально разведанных подземных
    месторождений пресной «артезиан-
    ской» воды, и их
    нерациональное и нецелевое ис-
    пользование;
  • отсутствие в отдельных районах
    местных источников питьевого во-
    доснабжения.
  1. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
    ОБРАЩЕНИЯ
    Как известно, из мирового и соб-
    ственного опыта, — причины дефи-
    цита пресной воды и ее загрязнения
    заложены не в естественных про-
    цессах, происходящих в природе, а в
    различных проявлениях … человече-
    ской (организационно-хозяйствен-
    ной) деятельности. Это подтверж-
    дает и наш анализ современного
    состояния обеспечения населения
    области питьевой водой, т. к. микро-
    биологическое и промышленное за-
    грязнения источников водоснабже-
    ния, ухудшение санитарно-эпиде-
    миологической обстановки и прочие
    негативные воздействия, наглядно
    показывают, что непринятие сроч-
    ных мер приведет лишь к дальней-
    шему усугублению данной проблемы
    и требует программного решения.
    Главной целью Программы нашего
    Обращения является – содействие
    и помощь устойчивому обеспечению
    населения области питьевой водой
    гарантированного качества и при-
    дание ей статуса стратегического
    ресурса. Кстати, по сведениям меж-
    дународного прогноза, к 2030 году
    около половины населения всей пла-
    неты Земля будет существовать под
    угрозой водного дефицита (!?). И в
    данном документе нами предлага-
    ются некоторые меры и пути реше-
    ния этой злободневной проблемы,
    учитывающие ранее принятые РК
    рекомендации и направления в об-
    ласти социальных и экономических
    преобразований.
    Итак, основными задачами Обра-
    щения в общем являются:
  • разработка мероприятий по улуч-
    шению состояния обеспечения насе-
    ления качественной питьевой водой,
    и определение ее
    приоритетов по их реализации;
  • создание нормативно-правовой
    базы (на республиканском и област-
    ном уровне) по обеспечению населе-
    ния питьевой водой;
  • определение необходимого объ-
    ема инвестиций при привлечении
    дополнительных (внебюджетных)
    источников финансирования
    для реализации предлагаемых ме-
    роприятий.
    Ее основные направления, методы
    и пути решения указанных задач яв-
    ляются:
  • рациональное использование и
    охрана пресных водных ресурсов;
  • восстановление, усовершенство-
    вание, строительство новых и рас-
    ширение существующих систем во-
    доснабжения;
  • улучшение качества потребляе-
    мой питьевой воды;
  • интенсификация добычи и ис-
    пользование пресных подземных вод
    для населения;
  • создание высокотехнологичных
    производств по выпуску оборудова-
    ния для водоснабжения;
  • укрепление материально-техни-
    ческого, кадрового и финансового
    обеспечения служб контроля каче-
    ства питьевой воды;
  • государственная поддержка ма-
    лого предпринимательства в области
    питьевого водоснабжения;
  • информирование и пропаганда
    экономного использования питье-
    вых вод (только 2,5% всех водных
    ресурсов в мире является
    пресной водой, а остальные 97,5%
  • это соленый мировой океан и моря);
  • разработка новых и совершен-
    ствование нормативно-правовых ак-
    тов в области обеспечения населения
    питьевой водой.
  • самостоятельное привлечение до-
    полнительных (внебюджетных) ис-
    точников финансирования.
    Все вышеназванные приоритеты
    необходимо рассматривать во вза-
    имной увязке и реализовывать в ме-
    роприятиях для решения проблемы
    на республиканском и региональном
    уровнях. Очередность реализации
    мероприятий по снабжению насе-
    ления питьевой водой обосновы-
    вается необходимостью снятия на-
    пряженности с водо-обеспечением
    отдельных районов и потребителей,
    и предусматривает их в ежегодных
    планах по строительству и рекон-
    струкции водопроводов. Здесь од-
    ним из ключевых вопросов является
    проведение полной инвентаризации
    систем и источников водоснабже-
    ния, результаты которой позволят
    оценить масштабы проблемы и на-
    метить альтернативные пути ее ре-
    шения. И это будет способствовать
    Устойчивому развитию экономики
    области, что определяется наличием
    и состоянием водных ресурсов, стра-
    тегическая значимость которых воз-
    растает с каждым годом, поскольку
    от их качества зависит здоровье и
    благосостояние народа.
    Программа Обращения предла-
    гает расширение использования за-
    пасов подземных (артезианских)
    вод, как наиболее чистого и хорошо
    защищенного (от загрязнений) ис-
    точника, находящихся в непосред-
    ственной близости от потребителя,
    что прямо повлияет на эксплуата-
    ционные затраты. Также необхо-
    димо задействовать определенный
    механизм по формированию цено-
    вой базы услуг по водо-обеспечению
    населения на коммерческой основе.
    Важной движущей силой на рынке
    услуг должна стать добросовестная
    конкуренция, позволяющая потре-
    бителю сделать свой выбор. Цена на
    воду должна быть доступна населе-
    нию, а превышение затрат на подачу
    воды должны быть возмещены за
    счет платежей водо-потребителей и
    внебюджетных средств (за счет биз-
    нес-структур). Ранее используемые
    нормативы, стандарты и различные
    методические указания при разра-
    ботке технико-экономических обо-
    снований и проектов водоснабже-
    ния давно устарели и не учитывают
    специфику изменившихся в резуль-
    тате рыночных преобразований ус-
    ловий республики в целом. Поэтому
    необходимо разработать новую «Це-
    левую программу по водо-сбереже-
    нию», пересмотреть «нормативы
    водопотребления» населения и ряд
    других нормативных актов, в том
    числе регламентирующих деятель-
    ность по бутылированию питьевой
    воды. Государственная поддержка в
    данной области также должна быть
    направлена на создание в области
    мощностей по промышленному вы-
    пуску современного оборудования
    по водоподготовке и очистке воды,
    труб, различного сантехнического
    и другого вспомогательного обору-
    дования, и восстановлению сети на-
    учно-исследовательских институтов
    и поисковых экспедиций, работаю-
    щих в области водоснабжения.
    Необходимо усилить квалифика-
    цию и переподготовку специалистов
    по узким специальностям в связи
    с потребностями отрасли. Ввиду
    острого дефицита пресных вод в от-
    дельных регионах необходимо шире
    внедрять водо-сберегающую тех-
    нологию по использованию водных
    ресурсов питьевого качества. Тем
    более ведь известно, что отношение
    человека к природе, особенно к во-
    дным объектам, напрямую связано
    с качеством и ценой, потребляемой
    воды. Еще существенным момен-
    том создания предпосылок в обла-
    сти рационального использования
    и охраны водных ресурсов, и недо-
    пущения загрязнения водных объ-
    ектов, является обязательное фор-
    мирование у населения всеобщей
    санитарно-гигиенической и эколо-
    гической культуры (в быту и на про-
    изводстве) — путем углубления их ин-
    формированности в этих вопросах
    (это поле деятельности для обще-
    ственных организаций).
    Предусматривается следующий
    механизм реализации Программы:
  • В соответствии с разработанными
    государственными планами и меро-
    приятиями, их реализацию осущест-
    вляют областные подразделения Ко-
    митета по водным ресурсам, Коми-
    тета геологии и охраны недр, област-
    ные департаменты строительства и
    коммунального хозяйства, городские
    управления «Водоканала». Именно в
    их поддержку и помощь предлагают
    свои программы негосударственный
    сектор, т.е. мы, общественные и биз-
    нес-структуры.
  • Реализация настоящей Про-
    граммы будет осуществляться в со-
    ответствии с разработанным планом
    мероприятий, что позволит сосредо-
    точить внимание исполнительных
    органов государства и водохозяй-
    ственных организаций на основных
    проблемах в области снабжения на-
    селения питьевой водой, оперативно
    реагировать на изменения ситуации
    в этой области, обеспечить эффек-
    тивность мер и получение реальных
    и положительных результатов.
  • Необходимые ресурсы и ис-
    точники финансирования Госпро-
    граммы «Питьевые воды» на 2001-
    2030 годы, определены Правитель-
    ством в общий объем инвестиций
    в размере 118,168 млрд. тенге (на
    весь этот срок). Также на реализа-
    цию мероприятий Госпрограммы,
    кроме средств местных бюджетов и
    республиканского бюджета, внеш-
    них займов или софинансирования,
  • нами самостоятельно и в поддержку
    данной Госпрограммы предлагается
    привлечь различные внебюджетные
    источники, включая средства орга-
    низаций, эксплуатирующих водо-
    проводы, и прочих бизнес-структур,
    независимо от форм собственности
    и видов производства. Доля участия
    тех или иных инвестиций, гранты
    и прочие внебюджетные средства
    может быть разной и зависит от на-
    правленности и структуры затрат в
    определенные системы, оборудова-
    ние и сооружения по водоснабже-
    нию, особенно в зонах экологиче-
    ского бедствия, а также на первоо-
    чередных объектах водоснабжения
    региона.
  • А главный путь решения проблем
    чистой пресной воды, конечно, эта
    соблюдение и исполнение грамотной
    экологической сверх дисциплины
    для всех и на любом уровне. Она
    включает в себя также и внедрение
    новых технологий, тотальную пере-
    работка всех видов отходов, учет и
    контроль численности водо-пользо-
    вателей, другие меры и методы (по-
    сле согласований и утверждения).
  1. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
    ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
    ПРОГРАММЫ ОБРАЩЕНИЯ
    В силу природных, экономических
    и хозяйственных факторов, а также
    экологических условий, ныне со-
    стояние водо-обеспечения области
    не полностью отвечает социальным,
    экономическим и санитарным требо-
    ваниям. К тому же, все увеличиваю-
    щаяся дефицит и загрязнение воды
    являются одной из главных причин
    ухудшения здоровья населения и
    снижения уровня жизни в целом по
    области. Поэтому создание в обла-
    сти новых систем водоснабжения,
    реконструкция и реорганизация ра-
    боты существующих систем водо-
    снабжения, ресурсное и норматив-
    ное правовое обеспечение отрасли,
    формирование рынка услуг по по-
    даче питьевой воды населению и ряд
    других мер, предусмотренных Госу-
    дарственной и нашей Программой, в
    конечном случае позволят:
  • в целом и полностью обеспечить
    качественной питьевой водой насе-
    ление области;
  • повысить санитарную надеж-
    ность водо-источников и систем во-
    доснабжения путем обеспечения
    полного соблюдения норм и
    требований стандарта качества
    питьевой воды;
  • максимально использовать мест-
    ные подземные (артезианские) воды
    питьевого качества;
  • постепенно исключить центра-
    лизованное использование воды для
    питьевых нужд с поверхностных ис-
    точников (т. е. из рек и
    озер), качество которой в основ-
    ном характеризуется бактериаль-
    ным загрязнением;
  • снизить заболеваемость населе-
    ния, связанную с водным фактором
    передачи по группе острых кишеч-
    ных инфекций по вирусному
    гепатиту (А) на 70-80%, что обеспе-
    чит санитарно-эпидемиологическое
    благополучие местного народа;
  • предотвратить возможность не-
    гативного экологического воздей-
    ствия на источники водоснабжения;
  • создать оперативные системы
    слежения за качеством питьевой
    воды по отдельным районам и бас-
    сейнам рек;
  • создать не менее 1 тысячи рабо-
    чих мест.
    Все эти позитивные изменения в
    обеспечении населения питьевой
    водой создадут удовлетворительные
    социально-бытовые и санитарно-
    эпидемиологические условия их
    жизни, что, в конечном итоге, поло-
    жительно скажутся на физическом и
    духовном здоровье народа области.
    P. S. Для осуществления предла-
    гаемой Программы планируется
    (за ее счет) привлечь на договор-
    ной основе различных специали-
    стов и консультантов из научных,
    производственных, общественных
    и других структур. Выполнение ме-
    роприятий Программы будет осу-
    ществлено различными видами фи-
    нансирования от международных
    организаций, отечественных и зару-
    бежных бизнес-структур и прочих
    внебюджетных средств. Предвари-
    тельные договоренности и планы
    работ имеются.
    Хакимов М. Г.
    Общественый деятель
    Подписи членов
    инициативной группы
    С. Идрисов,
    І. Баймұханов,
    Н. Муталиев

  1. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *