В газете «Sakhara» от 8 июля
2021г. была опубликована статья
«Проблемы воды создает Чело-
век, а не только природа», вы-
звала неоднозначный интерес
(поддержка, критика, рекомен-
дации и пофигизм) у читателей
и экспертов. В той публикации
повествуется многое из того, что
мы знаем о воде и о связанных
с нею современных проблемах
(подробности в статье), которые
прямо касаются всех людей на-
шей планеты. А до этого в мае
месяце 2021г. по этому вопросу
было направлено обществен-
ное Обращение в облмаслихат.
Как известно, вода – ключе-
вой компонент земной природы
и в то же время наименее изу-
ченный, и хранящий в себе мно-
жество тайн и нереализован-
ных возможностей, к которым
наука только подступает. На-
помню еще несколько мыслей
об этом уникальном природном
минерале (вода). Древнегрече-
ский философ Фалес провозгла-
сил воду «началом всех начал».
Две тысячи лет спустя Леонардо
да Винчи назвал воду «одухотво-
ренной жизнью», ведь все жи-
вое на Земле вышло из воды и
содержит ее (в себе) как основ-
ной природный компонент. Еще
через два века Людвиг Фейер-
бах пришел к выводу, что, глядя
на водную поверхность, «че-
ловек стал осознавать самого
себя», а В.И. Вернадский первым
в мире сумел осмыслить «все-
охватную роль воды в истории
нашей планеты». И еще, Аль-
берт Сент-Дьери, утверждал,
что вода – это «не только мать,
но и матрица жизни на Земле».
Так вот, все эти «вопросы» о
воде (точнее, ее реальная ох-
рана и разумное использование)
ныне усугубляющиеся различ-
ными проблемами, порожден-
ными именно человеческим со-
обществом, и касающиеся лично
нас (жителей северного При-
каспия), подвигло группу мест-
ных депутатов и граждан об-
ратиться (весной этого года) в
областной маслихат со своим
Обращением. Его текст вновь
публикуем в нашей газете (по
просьбе читателей и специали-
стов), ибо оно вызвало разноо-
бразный и неподдельный инте-
рес, и нуждается в общественной
и государственной поддержке!
Согласно Указа Президента
Республики Казахстан «О Государ-
ственной программе Республики
Казахстан «Питьевые воды» на 2001-
2030 годы», поныне действует Поста-
новление Правительства Республики
Казахстан от 2 июля 2001 года N 903.
Данный Указ принят и утвержден в
целях устойчивого обеспечения на-
селения страны питьевой водой в не-
обходимом количестве и гарантиро-
ванного качества, улучшения состо-
яния здоровья граждан Республики
Казахстан. Реализация его III-го
этапа осуществляется в текущий пе-
риод 2016-2030 годов.
В данной Программе проанализи-
ровано (на начало 21 века) современ-
ное состояние водо-обеспечения на-
селения страны питьевой водой, на-
мечен комплекс конкретных меро-
приятий в разрезе областей, планы
их реализации, совершенствования
нормативно-правовой базы, опреде-
лены следующие приоритеты:
1) перечень особо важных объек-
тов, требующих неотложного реше-
ния вопросов финансирования стро-
ительства;
2) реабилитация и децентрализа-
ция действующих систем и сооруже-
ний водоснабжения;
3) строительство новых систем и
сооружений питьевого водоснабже-
ния городов и сельских населенных
пунктов;
4) улучшение качества питьевой
воды;
5) интенсификация использования
подземных вод;
6) формирование рынка услуг по
водоснабжению населения;
7) рациональное использование и
охрана водных ресурсов;
8) создание высокотехнологич-
ных производственных мощностей
по выпуску оборудования для водо-
снабжения;
9) нормативно-правовое обеспе-
чение;
10) информирование и просвеще-
ние населения по проблемам рацио-
нального использования водных ре-
сурсов питьевого качества,
формирование экологической
культуры у населения;
11) усиление роли гидрогеологиче-
ских организаций, научно-исследо-
вательских институтов и образова-
тельной базы; а также
основные направления и меха-
низм реализации, объемы необхо-
димых инвестиций и источники их
финансирования.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка настоящей Госпро-
граммы была обусловлена расту-
щей необходимостью подачи воды
для населения для хозяйственных и
питьевых нужд, нехваткой воды для
ОБРАЩЕНИЕ
ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ И ГРАЖДАН АТЫРАСКОЙ ОБЛАСТИ
сельского хозяйства, животновод-
ства, промышленности, возросшим
уровнем заболеваемости населения
(связанных с водным фактором),
ухудшением санитарно-эпидемиоло-
гической обстановки и необходимо-
стью снабжения населения питьевой
водой гарантированного качества.
В результате существующего кри-
тического состояния систем водо-
снабжения во многих городах и насе-
ленных пунктах республики не обе-
спечивается бесперебойное снабже-
ние населения водой, а ее качество
не соответствует санитарно-гигие-
ническим требованиям, отвечающим
критериям безопасности для здоро-
вья человека. К слову, по данным
Всемирной Организации Здравоох-
ранения, продолжительность жизни
людей на 70% зависит от качества по-
требляемой питьевой воды. То есть
вопрос инвестирования в отрасль
водопроводно-канализационного
хозяйства становится социально-по-
литическим и напрямую связан со
здоровьем народа, а это уже вопрос
национальной безопасности!
Во-первых, одна из ее проблем,
это отсутствие канализационных
очистных сооружений с полным
циклом механической и биологиче-
ской очистки, прямые сбросы неочи-
щенных сточных вод, неудовлетво-
рительное состояние накопителей
очищенных сточных вод, которые
являются основными причинами
техногенного загрязнения как по-
верхностных, так и подземных вод,
и создают экологически опасную об-
становку в зонах формирования, от-
ведения и утилизации сточных вод.
Кроме того, проблема обеспечения
населения водой питьевого качества
наряду с природным дефицитом во-
дных ресурсов в Казахстане усугу-
бляется повсеместным неудовлетво-
рительным техническим состоянием
систем водоснабжения и водоотведе-
ния. Так, из-за длительной эксплуа-
тации, превышения срока службы
и несвоевременного обновления
основные средства «водоканалов»
имеют огромную изношенность Тех-
ническое состояние систем в неко-
торых городах весьма критическое,
износ сооружений и объектов дости-
гает 70 процентов и требуют немед-
ленной реконструкции или полной
замены. Упадок отрасли вообще свя-
зан с тем, что в системы городских
водопроводов и канализаций многие
годы не направлялись полноценные
инвестиции, также сказались орга-
низационные, технические и про-
чие причины.
Кроме всего, ныне в стране прак-
тически не осталось водных объек-
тов, которые можно отнести к чи-
стым и полноводным. Например,
на трансграничной реке Ак Жайык
(Урал), происходят ежегодные и рез-
кие увеличения потребления воды в
соседней России и строительство там
десятков новых водохранилищ, усу-
губляемое климатическими и эколо-
гическими изменениями в бассейне
этой реки, что создает различные
кризисные и негативные ситуации
для жизни и деятельности людей в
западных регионах Казахстана (Аты-
рауская и Западно-Казахстанская
области). И все это является прояв-
лениями нарушений международной
Стокгольмской Конвенции о транс-
граничных реках, подписанных РФ
и РК еще в конце 20 века. И можно
с сожалением прогнозировать, что
на этой древней реке грядет даль-
нейший дефицит водных ресурсов
в ближайшее десятилетие. Теперь
водная проблема все более превра-
щается в «стратегический предмет
спора и разногласий» между респу-
бликами и внутри этих стран. И от
того, как они отнесутся к решению
обозначенной проблемы, будут за-
висеть расстановка даже политиче-
ских сил в Казахстане, и сам факт и
перспективы жизни жителей запад-
ного Казахстана.
- АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО
СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Согласно статистике, население
Атырауской области составляет
657118 человек (на 1 января 2021
года). И более всего проблемы по во-
доснабжению проявляются в сель-
ских населенных пунктах. Обеспе-
ченность водой для хозяйственно-
питьевых нужд населения (вдоль
реки Ак Жайык) находится в преде-
лах 60-80% (по статистике). Серьез-
ная проблема существует с обеспе-
чением питьевой водой сельского на-
селения в степной зоне, где центра-
лизованное водоснабжение реша-
лись путем строительства локальных
(для одного поселка) и групповых
(несколько поселков) водопрово-
дов. Но большинство этих водопро-
водов введены в эксплуатацию или
ремонтированы десятки лет назад.
Так что срок службы ряда водопро-
водов и отдельных их веток давно
истек, а у остальных — износ труб и
сооружений достиг 70 и более про-
центов. Поэтому участилось коли-
чество их технических поломок, и
эта возросшая аварийность способ-
ствует вторичному загрязнению пи-
тьевой воды, длительным перебоям
в ее подаче, большим утечкам в са-
мих водопроводных сетях, достига-
ющим в отдельных случаях 30 и бо-
лее процентов, непроизводительным
потерям воды, что ведет к перерас-
ходу электроэнергии и, в конечном
счете, к увеличению себестоимости
1 куб. м. воды. В результате немалое
количество сельских населенных
пунктов, так или иначе, отказалось
от услуг групповых водопроводов. А
многие поселки просто отключены
от водоснабжения эксплуатирую-
щими организациями из-за хрони-
ческих неплатежей. В итоге всего,
население этих отдельных районов
области, испытывает дефицит в воде
или потребляет для питья неконди-
ционную воду.
В Прикаспийском регионе (в пре-
делах Атырауской области) име-
ются ограниченные водные ресурсы
и осуществляется строительство
групповых водопроводов (из рек
Ак-Жайык и Кигач), обслуживаю-
щих десятки населенных пунктов и
крупные промышленные объекты, в
т. ч. на Тенгизе, Мангышлаке и дру-
гих зонах. Однако, все действующие
крупные водопроводы эксплуатиру-
ются только при госбюджетных дота-
циях на их содержание. Однако, по-
прежнему немалое число населения
в сельской местности до сих пор ис-
пользует воду из трубчатых и шахт-
ных колодцев, а также из открытых
водоемов или потребляет привозную
воду, даже при наличии рядом разве-
данных месторождений подземных
вод. Степень технической и санитар-
ной надежности подобного водо-обе-
спечения крайне низкие.
В силу экономических трудностей,
неплатежеспособности потребите-
лей и технического выхода из строя
некоторых веток водопроводов, уже
не работают отдельные системы во-
допроводов. А наличие громоздкой
системы групповых водопроводов
и крайне неудовлетворительное их
техническое состояние, высокие за-
траты на эксплуатацию и ежегодную
реконструкцию, — свидетельствует
о мало эффективности управления
этим водохозяйственным комплек-
сом и требуют выполнения меропри-
ятий по его реорганизации. В целом,
ранее достигнутый (к 1991 году) уро-
вень обеспечения населения области
питьевой водой резко упал, — в силу
указанных и прочих причин, а также
из-за нехватки в последние десяти-
летия полноценной инвестицион-
ной поддержки для функциониро-
вания водопроводов. В итоге, у нас
ежегодно происходит 3-5% падение
среднего республиканского показа-
теля обеспеченности населения пи-
тьевой водой.
В городах области (Атырау, Куль-
сары) и почти во всех поселках, име-
ющиеся системы водоснабжения в
силу длительного срока эксплуата-
ции и устаревшей технологии водо-
очистки, теперь не в состоянии обе-
спечить подачу воды нормативного
качества, и поэтому действующие
водопроводы не отвечают элемен-
тарным санитарным требованиям.
Подобная неблагополучная ситуа-
ция с питьевым водоснабжением
прямо влияет на состояние инфек-
ционной заболеваемости граждан в
некоторых населенных пунктах. Это
инфекции с водным фактором пере-
дачи: дизентерия, брюшной тиф, ви-
русный гепатит А и прочие пакости.
По данным Агентства Республики
Казахстан по делам здравоохране-
ния, в последнее время групповая
инфекционная заболеваемость, свя-
занная с водопроводной водой, стала
приобретать системный характер.
Установлено, что в среднем по ре-
спублике удельный вес заболевае-
мости вирусным гепатитом, переда-
ваемым водным путем, составляет
22,6. Подобное уже происходило ра-
нее в Жалыойском районе Атыра-
уской области, где заболеваемость
вирусными гепатитами также при-
няла характер «вспышки», где одно-
моментно заболели 1342 человека.
Причина одна и та же — недоста-
точное обеспечение населения ка-
чественной питьевой водой. В итоге,
сложившаяся обстановка становится
закономерным следствием нараста-
ющего загрязнения самих систем
водопроводов, неудовлетворитель-
ного санитарно-технического состо-
яния водопроводных сооружений
и разводящих сетей, отсутствия на
ряде водопроводов необходимого
комплекса очистных сооружений
и обеззараживающих установок,
слабой материально-технической
базы коммунального хозяйства, от-
сутствия технических эксплуатаци
онных бригад, особенно в сельских
населенных пунктах. По мнению
Агентства по делам здравоохране-
ния фактическая заболеваемость
острыми кишечными инфекциями
среди населения республики была
бы еще выше, если бы не проводи-
лись своевременные профилакти-
ческие противоэпидемические ме-
роприятия (вакцинация населения в
сложных эпидемиологических реги-
онах, активное выявление больных,
приостановка или закрытие объек-
тов с имеющимися санитарно- эпи-
демиологическими нарушениями).
Также необходимо отметить, что в
связи со сложным социально-эко-
номическим положением населения,
особенно в сельской местности, не
все заболевшие обращаются за ме-
дицинской помощью, поэтому имею-
щиеся статистические данные недо-
статочно точно отражают динамику
роста заболеваемости.
Все эти порожденные проблемы
по водоснабжению населения, усу-
губляются еще глобальными при-
чинами и обстоятельствами. Так, по
объему речного стока водных арте-
рий, РК относится к числу наиме-
нее водо-обеспеченных стран СНГ.
По официальной статистике, ранее
удельная годовая водо-обеспечен-
ность составляла 37 тыс. куб. м. на
квадратный км. территории страны
и 6,7 тыс. куб. м. на одного человека,
а ныне и того … меньше. Так что, ре-
сурсы поверхностных вод (в средний
по водности год) составляли 100,5
куб. км., из которых лишь 56,5 куб.
км. сформировались на территории
республики. Остальной объем воды
поступает из сопредельных госу-
дарств (Россия, Китай, Узбекистан,
Кыргызстан). Объем «располагае-
мых» водных ресурсов для хозяй-
ственного использования (в сред-
ний по водности год), за вычетом
неизбежных стоков воды на потери,
удовлетворение экологических, са-
нитарных, транспортно-энергетиче-
ских требований, — не превышает 46
куб. км. А в маловодные годы, общий
объем водных ресурсов снижается
до 58 куб. км, а «располагаемый», со-
ответственно — до 26 куб. км. Кроме
того, общие ресурсы поверхностных
вод распространены крайне нерав-
номерно, что обуславливает боль-
шие затраты на их транспортировку.
Обеспеченность подземными во-
дами республики в целом достаточно
высокая, хотя отдельные районы ис-
пытывают острый дефицит как в об-
щих водных ресурсах, так и в воде
питьевого качества. На территории
республики для различных целей по
водоснабжению ранее было разве-
дано 623 месторождения подземных
вод с суммарными эксплуатацион-
ными запасами 15,84 куб. км в год, из
их числа пресные воды составляют
12,68 куб. км в год. Непосредственно
для хозяйственно-питьевых целей
разведано (тоже ранее) 494 место-
рождения подземных вод с суммар-
ными запасами 6,13 куб. км в год. А
их использование на хозяйственно-
питьевые нужды находится в пре-
делах 4-6% от общего потребления
всеми отраслями экономики страны.
В целом разведанные эксплуатаци-
онные запасы подземных вод (для
питья) более чем в 2 раза превышают
суммарную потребность страны (вот
резерв, не используемый в полной
мере!!!) и составляют 1,12 куб. м в
сутки на 1 человека. Ограниченное
распространение прогнозных ресур-
сов и наличие разведанных запасов,
пригодных для хозяйственно-питье-
вого водоснабжения, относят Аты-
раускую область к плохо и частично
обеспеченной территории. И не-
смотря на общий дефицит пресных
подземных вод, обусловленный не-
равномерностью распределения их
запасов, подземные воды даже на
разведанных месторождениях ис-
пользуются только в небольших объ-
емах (от 0,2 до 10% от величины раз-
веданных запасов), что существенно
сказывается на степени водо-обеспе-
ченности отдельных потребителей
(город, поселок) и целых районов.
В настоящее время остро стоит про-
блема загрязнения поверхностных и
подземных вод. На значительной ча-
сти территории республики подзем-
ные воды, используемые для сель-
скохозяйственного водоснабжения,
имеют повышенную минерализацию,
а также повышенное или пониженное
содержание других нормируемых по-
казателей. Качество поверхностных
вод практически по всем крупным
водотокам не соответствует стандар-
там питьевой воды. Например, наша
река Урал значительно обмелела за
последние десятилетия, и не может
быть использованы для хозяйственно-
питьевого водоснабжения без предва-
рительной очистки и подготовки, ибо
воды реки Ак Жайык (Урал) сильно за-
грязнены (начиная с самих верховьев
реки в РФ), например, фенолами (3
ПДК), синтетическими поверхностно-
активными веществами (1,4 ПДК) и
другими вредными веществами. Так
что, в настоящее время более поло-
вины населения Атырауской области
употребляют для питья воду, не отве-
чающую нормативам качества, или
испытывают дефицит в воде.
Таким образом, основными при-
чинами сложившейся и усугубля-
ющейся критической ситуации с
хозяйственно=питьевым водо-
снабжением населения области яв-
ляются:
- общее техногенное загрязнение
водных ресурсов, особенно поверх-
ностных вод (т. е. реки, озера); - низкая обеспеченность и неудов-
летворительное качество потребля-
емой воды; - критическое техническое состо-
яние систем водоснабжения; - несовершенство механизма и не-
достатки управления водным хозяй-
ством, ценовая политика по исполь-
зованию водных ресурсов; - совершенно малое использование
специально разведанных подземных
месторождений пресной «артезиан-
ской» воды, и их
нерациональное и нецелевое ис-
пользование; - отсутствие в отдельных районах
местных источников питьевого во-
доснабжения.
- ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
ОБРАЩЕНИЯ
Как известно, из мирового и соб-
ственного опыта, — причины дефи-
цита пресной воды и ее загрязнения
заложены не в естественных про-
цессах, происходящих в природе, а в
различных проявлениях … человече-
ской (организационно-хозяйствен-
ной) деятельности. Это подтверж-
дает и наш анализ современного
состояния обеспечения населения
области питьевой водой, т. к. микро-
биологическое и промышленное за-
грязнения источников водоснабже-
ния, ухудшение санитарно-эпиде-
миологической обстановки и прочие
негативные воздействия, наглядно
показывают, что непринятие сроч-
ных мер приведет лишь к дальней-
шему усугублению данной проблемы
и требует программного решения.
Главной целью Программы нашего
Обращения является – содействие
и помощь устойчивому обеспечению
населения области питьевой водой
гарантированного качества и при-
дание ей статуса стратегического
ресурса. Кстати, по сведениям меж-
дународного прогноза, к 2030 году
около половины населения всей пла-
неты Земля будет существовать под
угрозой водного дефицита (!?). И в
данном документе нами предлага-
ются некоторые меры и пути реше-
ния этой злободневной проблемы,
учитывающие ранее принятые РК
рекомендации и направления в об-
ласти социальных и экономических
преобразований.
Итак, основными задачами Обра-
щения в общем являются:
- разработка мероприятий по улуч-
шению состояния обеспечения насе-
ления качественной питьевой водой,
и определение ее
приоритетов по их реализации; - создание нормативно-правовой
базы (на республиканском и област-
ном уровне) по обеспечению населе-
ния питьевой водой; - определение необходимого объ-
ема инвестиций при привлечении
дополнительных (внебюджетных)
источников финансирования
для реализации предлагаемых ме-
роприятий.
Ее основные направления, методы
и пути решения указанных задач яв-
ляются: - рациональное использование и
охрана пресных водных ресурсов; - восстановление, усовершенство-
вание, строительство новых и рас-
ширение существующих систем во-
доснабжения; - улучшение качества потребляе-
мой питьевой воды; - интенсификация добычи и ис-
пользование пресных подземных вод
для населения; - создание высокотехнологичных
производств по выпуску оборудова-
ния для водоснабжения; - укрепление материально-техни-
ческого, кадрового и финансового
обеспечения служб контроля каче-
ства питьевой воды; - государственная поддержка ма-
лого предпринимательства в области
питьевого водоснабжения; - информирование и пропаганда
экономного использования питье-
вых вод (только 2,5% всех водных
ресурсов в мире является
пресной водой, а остальные 97,5% - это соленый мировой океан и моря);
- разработка новых и совершен-
ствование нормативно-правовых ак-
тов в области обеспечения населения
питьевой водой. - самостоятельное привлечение до-
полнительных (внебюджетных) ис-
точников финансирования.
Все вышеназванные приоритеты
необходимо рассматривать во вза-
имной увязке и реализовывать в ме-
роприятиях для решения проблемы
на республиканском и региональном
уровнях. Очередность реализации
мероприятий по снабжению насе-
ления питьевой водой обосновы-
вается необходимостью снятия на-
пряженности с водо-обеспечением
отдельных районов и потребителей,
и предусматривает их в ежегодных
планах по строительству и рекон-
струкции водопроводов. Здесь од-
ним из ключевых вопросов является
проведение полной инвентаризации
систем и источников водоснабже-
ния, результаты которой позволят
оценить масштабы проблемы и на-
метить альтернативные пути ее ре-
шения. И это будет способствовать
Устойчивому развитию экономики
области, что определяется наличием
и состоянием водных ресурсов, стра-
тегическая значимость которых воз-
растает с каждым годом, поскольку
от их качества зависит здоровье и
благосостояние народа.
Программа Обращения предла-
гает расширение использования за-
пасов подземных (артезианских)
вод, как наиболее чистого и хорошо
защищенного (от загрязнений) ис-
точника, находящихся в непосред-
ственной близости от потребителя,
что прямо повлияет на эксплуата-
ционные затраты. Также необхо-
димо задействовать определенный
механизм по формированию цено-
вой базы услуг по водо-обеспечению
населения на коммерческой основе.
Важной движущей силой на рынке
услуг должна стать добросовестная
конкуренция, позволяющая потре-
бителю сделать свой выбор. Цена на
воду должна быть доступна населе-
нию, а превышение затрат на подачу
воды должны быть возмещены за
счет платежей водо-потребителей и
внебюджетных средств (за счет биз-
нес-структур). Ранее используемые
нормативы, стандарты и различные
методические указания при разра-
ботке технико-экономических обо-
снований и проектов водоснабже-
ния давно устарели и не учитывают
специфику изменившихся в резуль-
тате рыночных преобразований ус-
ловий республики в целом. Поэтому
необходимо разработать новую «Це-
левую программу по водо-сбереже-
нию», пересмотреть «нормативы
водопотребления» населения и ряд
других нормативных актов, в том
числе регламентирующих деятель-
ность по бутылированию питьевой
воды. Государственная поддержка в
данной области также должна быть
направлена на создание в области
мощностей по промышленному вы-
пуску современного оборудования
по водоподготовке и очистке воды,
труб, различного сантехнического
и другого вспомогательного обору-
дования, и восстановлению сети на-
учно-исследовательских институтов
и поисковых экспедиций, работаю-
щих в области водоснабжения.
Необходимо усилить квалифика-
цию и переподготовку специалистов
по узким специальностям в связи
с потребностями отрасли. Ввиду
острого дефицита пресных вод в от-
дельных регионах необходимо шире
внедрять водо-сберегающую тех-
нологию по использованию водных
ресурсов питьевого качества. Тем
более ведь известно, что отношение
человека к природе, особенно к во-
дным объектам, напрямую связано
с качеством и ценой, потребляемой
воды. Еще существенным момен-
том создания предпосылок в обла-
сти рационального использования
и охраны водных ресурсов, и недо-
пущения загрязнения водных объ-
ектов, является обязательное фор-
мирование у населения всеобщей
санитарно-гигиенической и эколо-
гической культуры (в быту и на про-
изводстве) — путем углубления их ин-
формированности в этих вопросах
(это поле деятельности для обще-
ственных организаций).
Предусматривается следующий
механизм реализации Программы: - В соответствии с разработанными
государственными планами и меро-
приятиями, их реализацию осущест-
вляют областные подразделения Ко-
митета по водным ресурсам, Коми-
тета геологии и охраны недр, област-
ные департаменты строительства и
коммунального хозяйства, городские
управления «Водоканала». Именно в
их поддержку и помощь предлагают
свои программы негосударственный
сектор, т.е. мы, общественные и биз-
нес-структуры. - Реализация настоящей Про-
граммы будет осуществляться в со-
ответствии с разработанным планом
мероприятий, что позволит сосредо-
точить внимание исполнительных
органов государства и водохозяй-
ственных организаций на основных
проблемах в области снабжения на-
селения питьевой водой, оперативно
реагировать на изменения ситуации
в этой области, обеспечить эффек-
тивность мер и получение реальных
и положительных результатов. - Необходимые ресурсы и ис-
точники финансирования Госпро-
граммы «Питьевые воды» на 2001-
2030 годы, определены Правитель-
ством в общий объем инвестиций
в размере 118,168 млрд. тенге (на
весь этот срок). Также на реализа-
цию мероприятий Госпрограммы,
кроме средств местных бюджетов и
республиканского бюджета, внеш-
них займов или софинансирования, - нами самостоятельно и в поддержку
данной Госпрограммы предлагается
привлечь различные внебюджетные
источники, включая средства орга-
низаций, эксплуатирующих водо-
проводы, и прочих бизнес-структур,
независимо от форм собственности
и видов производства. Доля участия
тех или иных инвестиций, гранты
и прочие внебюджетные средства
может быть разной и зависит от на-
правленности и структуры затрат в
определенные системы, оборудова-
ние и сооружения по водоснабже-
нию, особенно в зонах экологиче-
ского бедствия, а также на первоо-
чередных объектах водоснабжения
региона. - А главный путь решения проблем
чистой пресной воды, конечно, эта
соблюдение и исполнение грамотной
экологической сверх дисциплины
для всех и на любом уровне. Она
включает в себя также и внедрение
новых технологий, тотальную пере-
работка всех видов отходов, учет и
контроль численности водо-пользо-
вателей, другие меры и методы (по-
сле согласований и утверждения).
- ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ОБРАЩЕНИЯ
В силу природных, экономических
и хозяйственных факторов, а также
экологических условий, ныне со-
стояние водо-обеспечения области
не полностью отвечает социальным,
экономическим и санитарным требо-
ваниям. К тому же, все увеличиваю-
щаяся дефицит и загрязнение воды
являются одной из главных причин
ухудшения здоровья населения и
снижения уровня жизни в целом по
области. Поэтому создание в обла-
сти новых систем водоснабжения,
реконструкция и реорганизация ра-
боты существующих систем водо-
снабжения, ресурсное и норматив-
ное правовое обеспечение отрасли,
формирование рынка услуг по по-
даче питьевой воды населению и ряд
других мер, предусмотренных Госу-
дарственной и нашей Программой, в
конечном случае позволят:
- в целом и полностью обеспечить
качественной питьевой водой насе-
ление области; - повысить санитарную надеж-
ность водо-источников и систем во-
доснабжения путем обеспечения
полного соблюдения норм и
требований стандарта качества
питьевой воды; - максимально использовать мест-
ные подземные (артезианские) воды
питьевого качества; - постепенно исключить центра-
лизованное использование воды для
питьевых нужд с поверхностных ис-
точников (т. е. из рек и
озер), качество которой в основ-
ном характеризуется бактериаль-
ным загрязнением; - снизить заболеваемость населе-
ния, связанную с водным фактором
передачи по группе острых кишеч-
ных инфекций по вирусному
гепатиту (А) на 70-80%, что обеспе-
чит санитарно-эпидемиологическое
благополучие местного народа; - предотвратить возможность не-
гативного экологического воздей-
ствия на источники водоснабжения; - создать оперативные системы
слежения за качеством питьевой
воды по отдельным районам и бас-
сейнам рек; - создать не менее 1 тысячи рабо-
чих мест.
Все эти позитивные изменения в
обеспечении населения питьевой
водой создадут удовлетворительные
социально-бытовые и санитарно-
эпидемиологические условия их
жизни, что, в конечном итоге, поло-
жительно скажутся на физическом и
духовном здоровье народа области.
P. S. Для осуществления предла-
гаемой Программы планируется
(за ее счет) привлечь на договор-
ной основе различных специали-
стов и консультантов из научных,
производственных, общественных
и других структур. Выполнение ме-
роприятий Программы будет осу-
ществлено различными видами фи-
нансирования от международных
организаций, отечественных и зару-
бежных бизнес-структур и прочих
внебюджетных средств. Предвари-
тельные договоренности и планы
работ имеются.
Хакимов М. Г.
Общественый деятель
Подписи членов
инициативной группы
С. Идрисов,
І. Баймұханов,
Н. Муталиев
.