Литератор и политик Массимо Д’Адзельо, бывший премьер-министр давно канувшего в историю Сардинского Королевства, выступая в Турине, столице старого Королевства, произнес фразу, ставшую одной из наиболее знаменитых итальянских крылатых выражений. «Abbiamo fatto l’Italia, ora dobbiamo fare gli italiani», то есть «Мы создали Италию, теперь мы должны создавать итальянцев», – сказал маститый политик перед собранием новоизбранных законодателей. С тех самых пор итальянские правители всех политических окрасок только тем и были заняты, что «создавали итальянцев». К примеру, вот уже в течении 150 лет Италия на основе римского права, суть которой: честно жить, не вредить другому и каждому воздавать свое, пробует создать правильных итальянцев.

У казахов тоже есть достойные сыны, вписавшие свои имена на скрижали истории вечно. Одним из них является Асан Қайғы (конец XV века – 1460-е годы) – поэт, философ, автор многих слов-назиданий. Он был наставником и советником первых казахских ханов Керея и Жанибека. Предположительно именно он их вдохновил на создание нового праведного государства, мечтал о счастливом будущем для своего народа, страстно желая преобразовать родную степь в край изобилия и достатка, в обитель добродетели и гармонии, где будет жить счастливый миролюбивый вольный народ, которому будут служить сильные и мудрые ханы. Он получил прозвище Печальный, потому что видел, насколько реалии жизни далеки от его идеала и мечтаний о справедливом обществе. Поэтому доктрина Асан Қайғы — Жер-Ұйық (Земля обетованная) – фактически, стала нацияобразующей идеей народа ҚАЗАҚ.

Да, казахский народ, сформировавшись на рубеже XIV–XV веков, в ходе поиска для себя лучшей доли, образно говоря, «тысячи раз умирали и тысячи раз воскресали». Наконец, многовековая мечта предков сбылась. Ровно 30 лет тому назад получили Независимость, и сразу прописали в своей Конституции, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. А основополагающими принципами деятельности республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа. Как известно, честный добросовестный труд, духовная порядочность, законопослушность общества – это залог достижений целей любых реформ.

И еще. «Закон – это искусство добра и справедливости», говорят в народе. Хотя есть и такой исторический пример. Когда Наполеону принесли проект Конституции, он на полях быстро написал: «Да, да – так и пишите, кратко и непонятно». Гениальная мысль с точки зрения императора, когда закон можно толковать так, как тебе удобно. А в простонародье об этом говорят: «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло». Но такого в правовом государстве, естественно, быть не должно. Ибо в 30-40-х годах ХХ столетия несмотря на наличие хороших законов, в результате широкого нарушения законности миллионы людей без вины, без суда, без предоставления права на защиту были привлечены к ответственности. В новых условиях эти обстоятельства должны быть устранены. Ведь спокойствие и созидательный настрой складываются из простых слагаемых: постоянной и достойно оплачиваемой работы, мирной и спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне и будущем своих детей. И если государство заботится и поддерживает тебя, то и ты должен помогать своей стране. Важность создания правового государства вытекает также из положительного опыта других демократических государств, из политики усиления гарантий прав и свобод и интересов человека и улучшения их защиты, из целей успешного решения широких задач, стоящих перед обществом и государством на современном этапе развития – достичь более высокого качества жизни, жить в свободной и процветающей стране.

Следует отметить, что за годы Независимости проделана большая работа в деле становления правового государства. Как известно, Парламент — высший представительный орган страны, осуществляющий законодательные функции. В Республике Казахстан законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент: Сенат и Мажилис, действующие на постоянной основе. Депутаты парламента избираются непосредственно народом. Решения законодательной власти обязательны к исполнению соответствующими субъектами права. Исполнительную власть осуществляет Правительство РК, возглавляющее всю систему исполнительных органов и осуществляющее полное руководство их деятельностью. Судебная же власть предоставляется Верховному Суду РК и нижестоящим судам, осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения норм Конституции, законов и иных нормативных актов.

Принят и действует План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, одной из которых является «Обеспечение верховенства закона».  Казахстан первым из стран СНГ 02.07.1998 года принял Закон «О борьбе с коррупцией», который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции. Данный Закон также направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия народа к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на госслужбу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. Учрежден институт уполномоченного по правам человека. На днях Республика Казахстан избрана членом Совета по правам человека ООН на 2022 по 2024 годы. Гласность и доступ общества к информации Казахстане закреплены Конституцией. Создан и успешно действует представительная и авторитетная по составу Национальный совет общественного доверия, разработана концепция «слышащего государства», призванная укрепить диалог между государством и гражданами.

В своем Послании 2019 года Президент К-Ж. Токаев сказал: «Наша общая задача — воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения». Да, нам очень нужен был такой совет, где спор велся бы не заочно, а «вживую», где сторонники самых разных идейных направлений могли бы свободно обмениваться взглядами. Где любое мнение было бы выслушано и всякое конструктивное предложение было бы принято. По этому поводу в интервью телеканалу Euronews Президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Приоритет моей политики – это привлечение молодежи к власти, к решению вопросов государственного значения. Только диалог может помочь выйти на решение острейших проблем, которые сейчас действительно, возможно, существуют в нашем обществе». В выступлении на заседании Национального совета общественного доверия 20 декабря 2019 года он заявил также: «Посредством диалога мы формируем основу новой политической культуры. На передний план выходит плюрализм мнений, конструктивная позиция и ответственность. Мы преодолеваем боязнь альтернативной точки зрения. Власть не считает, что несогласие — общественно опасное явление. Моя формула «разные мнения — единая нация» нашла свое прямое воплощение в Национальном совете общественного доверия. Это не просто лозунг или идея, а уже реальное действие».

Действительно, сегодня уже можно говорить и о первых результатах. Так, если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то в установленном законом порядке даются разрешения на их проведение, для чего выделяются специальные места, и не на окраинах городов. Для усиления политической конкуренции снижено пороговое требование для регистрации партий. Создать политобъединение смогут 20 тысяч единомышленников, а не 40 тысяч, как сегодня. Порог прохождения политических партий в Мажилис Парламента снижен с 7 до 5%. Глава государства заявил и о необходимости для избирателей голосовать против всех на выборах всех уровней. «Идея альтернативного мнения и голосования против всех тоже должна быть нормой для нас. Поэтому бюллетени на всех уровнях должны иметь пометку «против всех», — уверен он. К-Ж. Токаев также поддержал предложение члена НСОД, видного адвоката Айман Умаровой о перенесении статьи 130 («Клевета») из уголовного кодекса в кодекс об административных правонарушениях.

Одним словом, «разрешено все, что не запрещено законом». Однако этим принципом следует пользоваться весьма разумно. Он предполагает наличие определенного уровня политической и правовой культуры, умение соотнести свой личный и общий интересы, соблюдение общепринятых норм поведения. Причем законы подлежат безусловному выполнению всеми: и властвующими, и подвластными. Правовое государство в известном смысле – государство законности. Между этими определениями можно поставить знак равенства. На недавнем расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана Глава государства сказал: «Мы приняли очень хороший закон о мирных собраниях. Кто бы чего ни говорил, это серьезный шаг вперед к развитию демократии. Никто не препятствует мирным собраниям, демонстрациям. Там все четко прописано, даже официальных разрешений не нужно получать. Эти собрания, эти демонстрации могут проводиться в режиме уведомления». Однако и это лишь небольшое требование «почему-то некоторые наши граждане считают возможным нарушать», отметил К-Ж.Токаев. В частности, он подчеркнул, что «некоторые многодетные матери выходят на незаконные акции, устраивают скандалы, нарушают общественный порядок» не преминув при этом заметить: «Я предупреждаю, что подобного рода действиям будет дана правовая оценка. Задача Генпрокуратуры – продолжить разъяснение данного закона нашим гражданам. А задача всех правоохранительных органов – поддерживать общественный порядок в соответствии с нашим законодательством». То есть, требуется точное и неуклонное соблюдение исполнения всеми участниками общественных отношений именно правовых законов. Правовое государство предполагает постепенное воплощение в жизнь взаимной ответственности государства и личности.

Демократия – это общество, в котором все уважают и исполняют законы. Правда и в том, что демократическому обществу положена критика. Однако критика не должна разваливать, а укреплять государство. При этом, свобода слова – именно тот механизм, который на основе консенсуса позволяет решать любые спорные вопросы, играющие немаловажную роль в жизни общества. Ведь, как гласит народная мудрость: «в споре рождается истина». Надо только уметь слушать и слышать друг друга. И чтобы наша жизнь стала лучше, надо постараться самим, никто за нас это не сделает. Не случайно говорят, что человек творец своего счастья. Если ты сам будешь ответственным и порядочным, то и твое окружение станет таковым, а значит, и все общество. Так что улучшение мира надо начинать с самого себя.

Можно, наверное, даже нужно требовать от власти больших гражданских свобод, расширения демократии, отмены всех искусственных барьеров и ограничений. Но мы не станем по-настоящему свободной и демократической страной, пока не овладеем культурой общественной дискуссии, пока и дальше будем оставаться столь же непримиримыми и самонадеянными. Конечно, медленно и мучительно «выдавливать тоталитариста из себя» куда труднее, чем громогласно требовать демократии от других. Но все-таки надо начинать именно с этого. Однако, по всей видимости, гораздо проще быть вечными оппозиционерами, которые постоянно кого-то критикуют, но никогда не берут на себя ответственности и реальных дел никогда не делают. Некоторым гораздо удобнее существовать вот в таком качестве. Они привыкли призывать своих сторонников к противоправным действиям по любому поводу. Их не устраивает ровным счётом ничего, что происходит в стране. Они намеренно «бросают» людей в гущу провокационных акций, совершенно не заботясь об их дальнейшей судьбе. Надо всегда помнить, что есть маленькое количество людей, которые не понимают сути вопроса. Но идя на поводу у отрицающих закон «активистов», люди тем самым создают опасный прецедент потакания безответственному кликушеству. Вообще надо иметь определенный склад ума и чувствовать себя крайне неудовлетворенно, чтобы вымещать свою злость на других людей. Также, как и любые оскорбительные и голословные обвинения нельзя считать свободой слова. Меня удивляет, когда люди, недовольные по тем или иным причинам, не пытаются оформлять свой гражданский протест в законные, настойчивые (и вполне эффективные) действия. Ничего при этом не делая. Наверное, в большей степени из-за иждивенческих настроений. Кстати, по этому поводу и К-Ж. Токаев, обращаясь к одной из участниц упомянутого выше заседания Совета Ассамблеи народа Казахстана, заметил: «Вы очень правильно высказались о проблеме иждивенчества – полагаю, что это очень актуальная общественная, можно сказать, и политическая, проблема».

Нельзя исключать наличие фактора правового нигилизма населения. Не могу обойти и представителей власти, позволяющих себе «переступать» через правовые нормы ради достижения собственных целей, подменять законность целесообразностью, издавать подзаконные акты в противовес законам. При этом, если учесть, что дает волю ведомствам корректировать законы по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, то становится понятным почему граждане теряют доверие к праву. Так, например, 21 октября казахстанские СМИ удивили новостями из парламента. На одном из заседаний рабочей группы Мажилиса по обсуждению поправок в законодательство о судебной системе депутат от Nur Otan Нурлыбек Ожаевпредложил запретить публиковать в социальных сетях и СМИ информацию о любых судебных процессах, если решения по ним не вступили в законную силу. Вот что говорит по данному поводу президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Т.М. Калеева: «Меня изумляют идеи некоторых наших депутатов все запрещать. Один предлагает блокировать социальные сети, второй из-за некоторых субъективных публикаций требует запретить освещение всех судебных процессов. Невзирая на то, что у нас гласность судебного процесса закреплена в Уголовном и Гражданском процессуальных кодексах». Далее она сетует: «Неужели депутат этого не знает, если предлагает разом искалечить все законодательство, подставить Казахстан в имиджевом плане и лишить общество права на получение информации?». Тамара Мисхадовна считает слова депутата неудачной попыткой стать популярным. А лично мне действие данного депутата напомнил забавный случай о том, как в античные времена законодатель фурийцев велел, чтобы всякий, стремящийся уничтожить какой-нибудь из старых законов или ввести в действие новый, выходил перед народом с веревкой на шее, с тем, чтобы если предлагаемое им новшество не найдет единогласного одобрения, быть удавленным тут же на месте.  

По мнению же директора Экспертного института Европейского права и прав человека, доктора юридических наук Марата Башимова госорганы боятся внести конструктивные, позитивные изменения в защиту конституционных прав наших граждан, говорят одно, а делают другое, «двойные стандарты» в этой сфере, постоянно «вставляют палки в колеса». В частности, полагает, что идет саботаж по закону об Уполномоченном по правам человека со стороны Верховного суда, хотя везде и всюду заявляет, что он сторонник эффективных, позитивных реформ во благо человека. В результате омбудсмен лишен права обращаться в суд с иском в защиту прав и свобод; знакомиться с оконченными производством материалами, решениями судов, вступившими в законную силу; с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, а также делами, находящимися в производстве, с разрешения руководителя соответствующих органов; также обращаться с апелляционными и надзорными жалобами по судебным делам. «Есть еще много других вопросов», — говорит Марат Советович и считает, что все это вызывает крайнее недоумение и возмущение у многих представителей гражданского общества, экспертов, ученых». И одним из самых резонансных примеров коррупции и хищений бюджетных средств он называет проект строительства LRT, в котором, по его мнению, общество возмущают уже даже не сам факт хищений, а их гигантские размеры и брошенные по всей столице незаконченные бетонные опоры, превратившиеся в тысячу памятников воровству и безнаказанности.

Все это пугает население и препятствует развитию правовой культуры людей. Следовательно, пагубно отражается в сознании людей безнаказанность за противоправные деяния. Безнаказанность вдохновляет, вселяет уверенность либо просто провоцирует новые средства и пути «обхода» права. Отсюда проистекает социальная, правовая, нравственная, политическая дезориентация граждан. К сожалению, в наши дни правовой нигилизм, особенно в форме коррупции в политическом процессе Казахстана, носящий деструктивный характер, наносит большой вред как гражданам, так и государству в целом. В связи с этим настало время активировать правовую работу по выработке путей преодоления и, что немаловажно, предупреждения правового нигилизма в Казахстане. Я считаю нужным внедрить в программу школьного образования новый учебный предмет «Правовое воспитание». Для этого надо разработать Концепцию правового воспитания несовершеннолетних, в котором будут установлены теория и методика учебного предмета «Правовое воспитание», а также меры повышения правового сознания и правовой культуры через пропаганду в СМИ, Интернет-ресурсы и массовые мероприятия.

Одним словом, ключевой проблемой является процесс оптимизации усилий как со стороны общества и государства, так и со стороны граждан по преодолению правового нигилизма и уважительное отношение к праву, осознанию его социально – политической ценности и значимости для справедливого регулирования общественно – политических отношений. Следовательно, сегодняшний день настоятельно требует более глубокого политологического осмысления причин правового нигилизма, сущности этого явления, выработки политически – правовых механизмов и средств борьбы с этим явлением. Все эти меры были бы вполне логичны и справедливы, крайне нужны обществу и направлены на реализацию принципов Президента Касым-Жомарта Токаева о «справедливом обществе и эффективном государстве».

Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ, политолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *