В 1997-1998 годах работал заместителем акима Улытауского района Карагандинской области по идеологическим и социальным вопросам. Надо сказать, совсем непросто было работать в условиях глубокого кризиса во всех сферах общественной жизни. Образно говоря, на заре Независимости страны прозвучали далеко не мажорные аккорды, и это стало для всех нас настоящим испытанием. Надо было «выжить», провести реформы и не допустить социальных потрясений в обществе.

И теперь, вспоминая тот период через призму сегодняшнего дня, нельзя не отметить правильность и дальновидность решения руководства страны о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития Казахстана до 2030 года. Именно для этого в 1997 году Указом Президента РК было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, для которого была сформулирована четкая задача «заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией – куда должен идти Казахстан».

Следует отметить, что, когда принимали программу 2030, к ней зачастую относились не слишком серьезно. Многие говорили, зачем стране нужна такая программа на столь длительную перспективу, когда внутри страны и так много текущих проблем. При этом, с одной стороны, часть экономистов считали, что планирование – это вообще наследие советского времени и нерегулируемый рынок должен быть главным приоритетом экономической политики страны. С другой стороны, другие экономисты говорили, что напротив надо направить все силы на сохранение лучших достижений экономической системы бывшего СССР, включая систему директивного планирования. К тому же, в конце 90-х среди интеллектуальной элиты был очень популярен пример построения госкапитализма на старой советской основе в Узбекистане. Кроме прочего, экономическая ситуация того времени вообще не благоприятствовала любому стратегическому планированию. Так, в конце 1990-ых годов квота на экспорт нефти из Казахстана составляла всего 3,5 миллионов тонн в год, цена на нефть не превышала 12 долларов за баррель, доходы государства были крайне низки. 40 процентов промышленных предприятий полностью остановились, долг по зарплате превысил 52 миллиарда тенге, пенсионерам, инвалидам месяцами не выплачивались пенсии и пособий. 

То есть, в те годы остро стоял вопрос выживания экономической системы страны и в этой непростой ситуации Первый Президент РК Назарбаев принял решение о принятии программы со стратегическими задачами для страны на длительную перспективу, которое, как было отмечено выше, не пользовалось популярностью ни в обществе, ни среди экономистов. Это было интуитивное решение политика, который четко осознавал всю ответственность за развитие страны, и оно оказалось стратегически верным. Причем это в условиях, когда было заведомо невозможно заимствовать готовые рецепты где бы то ни было, потому что до этого никто в истории не переходил из тоталитарной советской экономической системы, которая сама по себе была для истории уникальным явлением, без необходимых институтов, института частной собственности, судов, бирж и прочего, так как это было в случае с той же Индии, Сингапура и Малайзии, к современному государству.

С учетом этих обстоятельств, были изучены стратегические программы Китая, Малайзии, Сингапура, Японии, Южной Кореи, Норвегии, США, Чили, Канады, других государств. Выяснилось, в частности, что в тех странах, где принимались и постепенно претворялись в жизнь долгосрочные стратегии, основанные на расчетах, на понимании местной экономической специфики, на менталитете народа, там добивались поистине выдающихся результатов.   

Одним словом, в результате кропотливой работы была сформулирована Стратегия-2030, которая стала важным основополагающим стратегическим документом, определяющим курс долгосрочного экономического развития Казахстана. Таким образом с 1998 года, т.е. с момента реализации Стратегии-2030 и в течении последующих 10 лет, Казахстан смог выйти на достаточно высокий уровень развития. За этот период сформировалась наша собственная модель экономического развития, которая представляет синтез самых лучших мировых практик экономического управления.

Так в 1998 году был осуществлен переход на накопительную пенсионную систему на основе чилийской модели, а в 2000 году Указом Главы государства создан Национальный фонд, в основе которого была использована модель нефтяного фонда Норвегии как самого успешного в мире. В 2006 году был создан Фонд устойчивого развития «Қазына», прообразом которого стал малазийский фонд «Казына», а на примере сингапурского холдинга «Темасек» был создан государственный холдинг «Самрук». Позже произошло слияние Фонда «Қазына» и Холдинга «Самрук». В то время как в Национальном фонде сосредоточены финансовые активы государства, в Фонде «Самрук-Қазына» были сконцентрированы стратегически значимые производственные активы государства, позволивший собрать в «единый кулак» государственные активы страны и наладить оперативный и прозрачный механизм оказания финансовой помощи экономике.

В конечном итоге появилась уникальная возможность для оздоровления национальной экономики и реализации социальных проектов, направленных на улучшение благосостояния народа Казахстана. К сожалению, далеко не все успехи и достижения страны за годы независимости можно втиснуть в формат статьи. Поэтому приведу лишь отдельные фрагменты, оставившие заметный след в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Несомненно, в первую очередь, это касается главного города страны – Нур-Султана. Вот что писала 1995 году одна из респектабельных английских газет «Financial Times» по поводу указа о переносе столицы Казахстана из Алматы в Акмолу, промышленный город в Центральном Казахстане: «Наблюдатели считают, что одна из причин плана господина Назарбаева перенести столицу в мрачный провинциальный город – это попытка перехитрить притязания некоторых русских националистов на северную часть Казахстана». Да, это всего один штрих в большой политике, скрывающейся за переносом столицы.   

Действительно, это было дальновидным решением Главы государства, которое создало предпосылки для формирования в Казахстане еще одного мегаполиса. Также нельзя не отметить и то, что перенос столицы из Алма-Аты в Акмолу стал первым и единственным переносом столицы государства на постсоветском пространстве, показав всю мощь и силу молодого государства, значительно повлияв при этом на экономические и демографические процессы в стране. 10 декабря 1997 года Акмола официально была объявлена столицей Казахстана, а 6 мая 1998 года столицу переименовали в Астану. В настоящее время столица носит имя Елбасы-Первого Президента Республики Казахстан. Новая столица стала гордостью казахстанцев и драйвером роста экономики молодого государства.

Нельзя пропустить и такое грандиозное событие как проведение в Астане «Международной специализированной выставки «EXPO-2017». Настоящая выставка оказала положительный мультипликативный эффект и дала толчок к дальнейшему развитию экономики нашей страны. Более 1400 предприятий малого и среднего бизнеса получили заказы на поставку товаров и услуг на сумму 640 миллиардов тенге. Десятки тысяч людей получили работу, а также достойную зарплату. Изначально в регистрационном досье «EXPO-2017» планировалось участие 100 стран и 10 международных организаций. Однако план был перевыполнен: в данной выставке приняли участие 115 стран и 22 международные организации. Всего зарегистрировано более 33 миллионов посещений. Кроме того, выставка дала мощный толчок развитию туризма и повысила узнаваемость страны на международной арене. В рамках выставки организовано около 300 международных бизнес-встреч, в результате которых заключено более 20 инвестиционных договоров.

В интервью одному из отечественных телеканалов Нурсултан Назарбаев отметил, что «EXPO-2017» сыграла большую роль в повышении узнаваемости Казахстана в мире.

«Если коснуться того, что «до» было, то мы были неизвестной страной. Мы поставили Казахстан на карту мира. Мы поставили Казахстан среди 193 стран мира, а теперь нужно сказать, что такое Казахстан, где он находится. Благодаря многим мероприятиям Казахстан становится известным. EXPO-2017 в этом ряду занимает особое место. Завоевать право проведения в Казахстане было совсем непростым делом. Среди многих государств именно мы завоевали это право. И настолько неожиданным явилось мероприятием для Казахстана и технологий вообще. И всего за три года мы построили новый гигантский район Астаны. Он уже сейчас становится любимым районом посещения самих астанчан и всех казахстанцев», — подчеркнул Нурсултан Абишевич. В целом проведение выставки EXPO-2017, первого саммита Организации Исламского сотрудничества по науке и технологиям, других крупных форумов, также, как и председательство Казахстана в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству Европе вошло в летопись национальной истории.

Международный финансовый центр Астана (МФЦА) является еще одним успешным национальным проектом. МФЦА — это единственная в своем роде платформа в этом регионе, представляющая обширный доступ к капиталу и широкий спектр финансовых услуг и инвестиционных инструментов, играет ключевую роль в качестве регионального центра бизнеса и финансов, связывая экономики стран Центральной Азии, Кавказа, Западного Китая, Монголии, ЕАЭС, Ближнего Востока и Европы. МФЦА действует на основе английского общего права, правовой статус Центра закреплен Конституционным законом Республики Казахстан. Официальным языком МФЦА является английский язык. Рабочими органами и организациями МФЦА являются Суд МФЦА, Международный арбитражный центр МФЦА, Комитет по регулированию финансовых услуг МФЦА (AFSA), AIX (Биржа МФЦА), Expat centre, Бюро непрерывного профессионального развития.

Важно отметить, для привлечения международных участников в МФЦА созданы беспрецедентные условия, не имеющие аналогов на постсоветском пространстве. Его участникам предоставлены льготы до 50 лет, упрощенные валютный, визовый и трудовой режимы. На сегодняшний день Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг зарегистрировано 545 кампании из 42 стран в качестве участников. Благоприятные условия, предоставляемые площадкой МФЦА, в том числе по вопросам структурирования сделок и использования финансовой платформой, уже сейчас позволили участникам финансового центра осуществить инвестиции через платформу МФЦА в размере $444 млн. в такие сектора, как развитие финансовых технологий, строительство, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В то же время, были заявлены намерения по инвестированию в различные сектора экономики Казахстана в размере $3,5 млрд.

Торговыми членами Биржи МФЦА являются 17 казахстанских и восемь международных брокеров, включая крупнейших мировых брокеров, таких как CITIC, CICC, Shenwan Hongyuan (КНР), Wood&Co (Чехия), SOVA Capital и др. В Центральном депозитарии Биржи МФЦА открыто более 92 тыс. счетов инвесторов. То есть, на сегодня наша страна может сама выбирать инвесторов из этой довольно приличной очереди желающих поработать в казахстанском государстве. Надо сказать, что за период независимости привлечено $330 млрд иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Основная часть инвестиций — более 50% приходится на страны Европейского союза, на Соединенные Штаты Америки — 15% прямых инвестиций, около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР.

Акцент в политике привлечения инвесторов делается на промышленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, услуги и новые технологии. В итоге по объему инвестиционных проектов в Казахстане на сегодня лидируют: машиностроение, ГМК и металлургия, нефтегазохимия, АПК, ВИЭ, химическая промышленность, строительные материалы, а также транспорт и логистика. В тройку наиболее привлекательных отраслей также вошли обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля. Эта тройка отраслей оказывает существенное влияние на экономическое развитие Казахстана. В число перспективных отраслей включены информационно-коммуникационные технологии, туризм и финансы. Эта группа состоит из отраслей, в которых инвесторы могут быть заинтересованы в долгосрочной перспективе. К 2027 году количество заявленных проектов в приоритетных секторах с участием иностранных инвесторов должно достигнуть 124, на общую сумму в $5 млрд. В свою очередь, рост инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность, с 2020 по 2027 год должен составлять 109,8% в год.   

Положительные перемены наметились и в сфере энергетики. В 1991 году для нефтегазовой отрасли все начиналось с добычи нефти в 25 миллиона тонн, единственного нефтепровода «Атырау-Самара», квотой на экспорт в дальнее зарубежье в 3 миллиона тонн в год. Отсутствие инвестиций грозило тяжелым кризисом, объем добычи падал ежегодно. Но удалось совершить серьезный скачок в запасах нефти с 5,3 млрд баррелей в 90-х годах до 30 млрд баррелей на сегодня. Задан темп роста на долгосрочную перспективу, с тех пор объем добычи нефти увеличился более, чем втрое. Если 1991 году было добыто 25 миллионов тонн, в 2000 — 35, в 2013 — 81, 2017 — 85, то в 2020 — 85,7 миллионов тонн нефти. В 1991 году экспорт нефти был около 12 млн тонн в ограниченные пункты, сегодня экспорт увеличен более, чем в пять раз: свыше 66 млн тонн в направлении 36 стран.

2016 год отмечен запуском долгожданного проекта Кашаган. Выполняя поручение по обеспечению глубокой переработки и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, введены первые проекты нефтегазохимии: производство ароматических углеводородов в Атырау, полипропилена в Павлодаре, Битумный завод в Актау.  Построен нефтепровод КТК — основной экспортный маршрут. Создан экспортный маршрут в Китай. Открыт мощный газовый транзитный коридор «Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай», газопровод «Бейнеу — Бозой — Шымкент» обеспечил газом юг страны. В инновационное обновление нефтеперерабатывающих заводов привлечено порядка $6 млрд инвестиций. Акцент на казахстанское содержание и трансфер технологий позволил запустить около 100 совместных предприятий в сферах машиностроения, нефтяного оборудования, нефтесервиса. Только инвестиции в Тенгиз, Кашаган, Карачаганак составили свыше $121 млрд, а их вклад в экономику страны – $155 млрд.

Высокие показатели отрасли подняли международный статус страны. Казахстан был приглашен к инициативе ОПЕК по стабилизации мировых нефтяных цен. Активизированы связи со странами Ближнего Востока, а также с Россией. Самое главное, за счет вклада нефтегазового сектора в экономику, мы достигли большинства целей развития тысячелетия ООН. Так, сократили бедность более чем в 10 раз (с 60 до 5,7% в 2020 году), несмотря на сложности и глобальные кризисы, случившиеся за последние два с лишним десятилетия доходы казахстанцев выросли в 16 раз и по экспертной классификации страна сейчас в числе государств с доходом граждан выше среднего. Подушевой ВВП Казахстана увеличился 14 раз по сравнению с началом 90-х годов, финансовые расходы на образование и здравоохранение увеличились в 10 раз, построены сотни школ и больниц, идет индустриализация, строятся новые предприятия для того чтобы казахстанцы имели надежную занятость, достойные заработки. А через поддержки малого и среднего бизнеса открылись новые возможности для казахстанских семей, ведущих свое дело. Продолжительность жизни увеличилась до 72,4 лет, что говорит о результативности мер по улучшению качества жизни и здоровья населения. В 1991 году продолжительность жизни была на уровне 67,6 лет.

 30 лет назад многие авторитетные политики высказывали сомнения в выживаемости Казахстана в качестве самостоятельного государства. Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев в своих мемуарах признается, что Казахстан казался ему практически неуправляемой территорией. Схожего мнения придерживался и Збигнев Бзежинский, бывший советник президента США по национальной безопасности. Однако, политики и политологи не учли одно важное обстоятельство: Есть понятие локтя и понятие плеча. Если страна, которую мы называем Родиной, будет чувствовать локоть и плечо каждого гражданина, то и каждый казахстанец будет четко чувствовать надежное плечо своей Родины. Нам это удалось, и за относительно короткий срок, прошедший с момента становления Казахстана как суверенного государства, проделана титаническая работа – изменилась страна, изменились и сами люди. И вот еще. Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация во всех развивающихся странах, особенно на начальных этапах, предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера. Личностный фактор лидера определяет успешность той или иной экономической модели за счет организации планирования развития и мобилизации всего общества для решения поставленных задач, а также обеспечения последовательности и преемственности в реализации выбранного экономического курса, т.е. сильное политическое руководство служит гарантией последовательной реализации экономической политики и достижения поставленных целей.

Должен также заметить, реальный политический вес государства зависит отнюдь не от размеров территории или численности населения. Прежде всего, это закономерный результат дальновидный политики национального лидера, в данном случае Н. Назарбаева. Хочу обратить внимание еще на один момент. В большинстве своем мы живем в довольно узком кругу повседневных забот и как должное воспринимаем перемены к лучшему. Говорим о заметной по многим позициям лидирующей роли Казахстана в мировых процессах ни секунды не сомневаясь, что иначе и быть не могло. На самом же деле за этой видимой простотой процессов стоят титанический труд Первого Президента РК и его соратников. Мне, например, будучи в пуле журналистов, чрезвычайно приятно было видеть, как в бытность спикером Сената Парламента РК К-Ж. Токаев на разных международных встречах умело отстаивает интересы своего государства, как мастерски ведет свое выступление на отличном английском языке, а на вопрос на китайском умно и уверенно отвечает на этом же языке. Считаю вполне закономерным, что 19 марта 2019 года в ходе беспрецедентной мирной передачи власти Елбасы-Первый Президент Нурсултан Назарбаев доверил бразду правления именно Касым-Жомарту Токаеву.

И вот в течение двух лет Президент Токаев руководствуясь принципом: «Преемственность. Справедливость. Прогресс» последовательно работает над реализацией непростой задачи вхождения Казахстана в ОЭСР (в Организацию экономического сотрудничества и развития), а это и есть «Клуб 30» самых развитых стран. Крепко взял на себя руководство процессом модернизации во всех сферах общественной жизни и создает необходимые предпосылки этого процесса. В частности, в ходе озвучивания своего Послания народу Казахстана 1 сентября 2020 года Токаев сообщил, что в условиях пандемии и кризиса принято решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту. По словам Главы государства, оно станет центральным звеном системы государственного планирования. В Агентстве будут разрабатывать конкретные реформы, которые должны быть реалистичны и обязательны к исполнению всеми госорганами. Кроме того, принят Национальный план развития до 2025 года, который состоит из десяти общенациональных приоритетов по трем направлениям: сильная экономика, благополучие граждан и качество институтов.

Как видим Казахстан находится на важнейшем рубеже. Вся нация должна быть готова к жесткой борьбе за достойное место в мировой цивилизации. Так что легкой прогулки по ХХI веку не будет. Такова парадигма нашего времени. Да, впереди нас ждет долгая дорога, поиски истин, которые простыми не бывают. Но я оптимист, что ни делается – все к лучшему.

Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ, политолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *