Кажется, 2020 год останется в памяти надолго и, к сожалению, не из-за лучших событий. Оно и понятно: пандемия, карантин и все с ними связанное сильно повлияло на восприятие. Словом, год дался всему миру очень нелегко – произошло немало неприятных событий, многое пошло не по плану. В то же время, непростой год людей научил главному: важно не расслабляться, и сделать все возможное, чтобы достойно выйти из мирового экономического кризиса, вызванного пандемией.
Вполне понятно стремление людей к лучшему. Казахстан в этом плане не исключение и страна в это непростое время пандемии делает все возможное для восстановления экономики, по решению актуальных социальных проблем, возрождению духовных ценностей общества. Надо сказать, общими усилиями мы смогли уберечь экономику от глубокого падения, сохранив созидательный потенциал в производстве, сельском хозяйстве, бизнесе. В целом мы выстояли перед напором новых вызовов, в этих сложнейших условиях решали не только повседневные задачи, но и обеспечивали поступательное развитие страны. Потому наш народ по праву может гордиться своими достижениями прошлого непростого года. Несмотря на все трудности, мы уверенно смотрим в будущее и пойдем вперед! Вместе с тем совсем не прост и наступивший 2021 год. Но даже в такой ситуации можно найти что-то очень хорошее и светлое. В Год 30-летия Независимости, который является важнейшей вехой в развитии страны, мы, по сути, входим в новый мир, в новую эпоху. И новый исторический рубеж страны начался с очень важного политического события – с выборов депутатов Мажилиса и маслихатов. При этом смета бюджетных расходов на объединенную выборную кампанию в общей сумме составила 15,3 млрд тенге.
Безусловно, выборы показывают нам что в стране существует демократия и в итоге выбранный Казахстаном путь на демократизацию повлек за собой глубинные изменения в массовом политическом сознании и поведении, также способствовал становлению института выборности. В то же время прошедший период стал поиском путей совершенствования избирательного процесса, при этом выдвинув организацию проведения честных и прозрачных выборов в ряд наиболее актуальных. И это не случайно. К сожалению, главным недостатком казахстанской избирательной практики все еще остается недоверие некоторых граждан к избирательному процессу. Не секрет также, что время от времени делаются попытки втянуть Казахстан в состояние нестабильности, которое создается под давлением извне в геополитических целях, при наличии внутри страны влиятельных сил. Средства, которыми можно достичь подобных целей предполагают не только экономические препоны и политические инсинуации, но и главным образом создание неблагоприятных климатических условий в сознании самого общества. В этой связи перед отечественной политической наукой стоит важная задача: раскрыть закономерности, условия и факторы восприятия, усвоения, переосмысления людьми получаемой информации и выработки ими своих диспозиций, мнений, установок и моделей поведения.
Первые зачатки политических и социальных технологий наблюдались еще в древних государственных образованиях. В своем арсенале по оказанию консультационных услуг Рамзес II, Юлий Цезарь, Карл Великий, Елизавета и многие другие правители имели своих советников по вопросам политико-коммуникационных кампаний. Примечательно и то, что казахские правители средневековья обладали уникальными и цивилизованными даже по нынешним меркам технологиями политического управления, о чем свидетельствуют дошедшие до нас источники («Бес ғасыр жырлайды», свод законов «Жеті Жарғы» и другие). Абу Наср Аль-Фараби также в своих социально-этических трактатах отмечает, «что добродетельная царская власть слагается из двух сил: — силы универсальных законов; — силы, которую приобретает человек благодаря длительной практике в гражданских делах, благодаря опыту управления нравами и людьми в подчиненных ему городах и благодаря навыку, достигнутому на основании длительного опыта и наблюдения».
Развитие знаний в области политических технологий в Казахстане имеет несколько положительных моментов именно на этом демократическом этапе развития общества. Так, в историческом ракурсе, формирование современной избирательной системы Казахстана, действующей в отношении выборов депутатов парламента, тесно связано с принятием всенародным референдумом 30 августа 1995 года Конституции. Одним из важных положений Основного Закона явилось введение в систему управления государством двухпалатного Парламента, состоящего из Мажилиса, депутаты которого избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и Сената, депутаты которого избирались депутатами маслихатов областей, г.г. Нур-Султана и Алматы, районов и городов. Новая Конституция страны повлекла за собой изменение политико-институциональной системы и органически привела к реорганизации прежней избирательной системы и избирательного законодательства.
В октябре 1998 года в Основной закон страны были внесены изменения относительно сроков полномочий Парламента РК и численности депутатов Мажилиса. Срок полномочий Мажилиса был продлен до пяти лет, а срок полномочий Сената — до 6 лет, численность депутатов Мажилиса возросла с 67 до 77. В Конституцию республики также были внесены поправки, серьезно изменившие ход проведения выборов – усилена роль политических партий, благодаря введению пропорциональной системы голосования они получили больший доступ к законодательной работе, введен семипроцентный барьер при прохождении партий в нижнюю палату Парламента. Особенностью этого этапа трансформации избирательной системы стали нововведения в избирательный механизм, заключавшиеся в переходе к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе выборов в Мажилис. Это изменило принцип формирования депутатского корпуса нижней палаты Парламента. Изменения и поправки в Конституцию РК и законодательство о выборах позволили расширить степень индивидуального и партийного участия в очередных выборах парламента страны. Действующая избирательная система предоставила возможность основным участникам избирательного процесса широко использовать разнообразные избирательные технологии.
В течении 2004-2007 годов происходило движение в сторону некоторой либерализации избирательного законодательства. Наиболее существенное значение в этом плане имели поправки в Закон «О выборах в Республике Казахстан», принятые в апреле 2004 г. К числу новаций, внесенных в выборное законодательство в рассматриваемый период, можно отнести: исключение безальтернативных выборов; закрепление нового принципа формирования избирательных комиссий маслихатами по представлению политических партий; введение принципа учета избирателей и составления их списков, основанного на регистрации граждан по месту жительства. Характерной особенностью этого этапа стало введение практики электронного голосования, теледебатов и экспериментальных выборов районных акимов. Итоговым результатом этапа стало серьезное улучшение функциональных параметров избирательной системы, ее приближение к общепризнанным международным стандартам выборного законодательства.
Качественно новые изменения в избирательной системе, вызванные конституционной реформой, произошли в 2007 году. Принципиальными новшествами, обусловившими серьезную трансформацию всей избирательной системы, стали переход к выборам в нижнюю палату Парламента на основе партийных списков, предусматривающий создание единого избирательного округа, расширение прав Парламента при формировании ЦИК, уравнивание сроков электорального цикла для выборных лиц (за исключением Сената). Были значительно расширены возможности политических партий участвовать в работе избирательных комиссий. В частности, политические партии, не имеющие представителя в составе избирательной комиссии, получили право делегировать в нее своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании, который наделяется всеми правами члена избирательной комиссии. Особую специфику казахстанской избирательной системе придало избрание части депутатского корпуса высшего законодательного органа Ассамблеей народа Казахстана.
Одним из важных изменений, внесенных в выборное законодательство страны в 2009 году, явилось введение правового механизма, позволяющего формировать Мажилис Парламента с участием не менее двух политических партий, даже если вторая партия не пройдет установленный законом 7-процентный барьер. Поводом для введения данного механизма стало то, что по результатам голосования на выборах депутатов Мажилиса Парламента, проходивших в 2007 году, все мандаты достались одной партии, так как все остальные партии не смогли преодолеть 7-процентный барьер. Помимо этого, были внесены дополнения в статьи, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации и обеспечивающие кандидатам и политическим партиям равные условия доступа к средствам массовой информации. С учетом этих изменений в 2012 и 2016 годов были проведены электоральные кампании по выборам в Мажилис. По результатам выборов (дважды) 7-ми процентный барьер преодолевали три партии – Nur Otan, Ак жол и КНПК. В 2018 году парламентом были утверждены поправки в конституционный закон «О выборах», закрепляющие за политическими партиями право выдвигать кандидатов в депутаты маслихатов, избираемых по партийным спискам. Включение в партийный список лиц для избрания депутатом маслихата соответствующей административно-территориальной единицы производится большинством голосов от общего числа членов высшего руководящего органа соответствующего филиала (представительства) политической партии.
Учитывая то обстоятельство, что, изменяясь в процессе исторического развития государств, избирательная система способна дать определенный импульс политическим преобразованиям, совершенствованию управления государством, казахстанское выборное законодательство вовсе не является застывшим и законсервированным, жизнь постоянно требует внесения в него изменений. С учетом этого в конституционные сроки – 10 января 2021 года состоялись выборы депутатов Мажилиса и маслихатов. Что очень важно. Ибо, начиная с 2007 года, когда были приняты поправки в Конституцию, выборы парламентские и местные проводились в досрочном порядке. Так в чем же разница? Разница во времени. Если внеочередные выборы проводились в течение двух месяцев, нынешняя выборная кампания шла три месяца. В целом это стало очень серьезным преимуществом для участников.
Важно также подчеркнуть, что электоральному процессу предшествовал пакет «беспрецедентных демократических реформ». С высокой трибуны было ясно заявлено о курсе на многопартийность и политическую конкуренцию. По предложению Президента РК Токаева, на законодательном уровне закреплен институт парламентской оппозиции. Оппозиционерам предоставлено право выступать в Мажилисе, вносить вопросы в повестку заседаний и продвигать законопроекты, альтернативные инициативам правящего большинства. Глава одного из постоянных комитетов парламента впредь будет избран из числа парламентариев-оппозиционеров. Кроме того, введена 30 процентная квота в партийных списках для женщин и молодежи. А также впервые выборы в местные маслихаты пройдут по партийным спискам. Глава государства по этому поводу заявил: «Нововведения предоставят партиям дополнительные возможности для укрепления своих позиций в политической системе страны».
Одним словом, главным направлением всех новшеств, вносимых в Конституцию РК и Законы «О выборах», должна стать их демократизация и адаптация к задаче формирования механизма государственного управления, основанного на политических институтах. В числе прочих мер, этого можно добиться более широким участием в этом процессе политических партий и общественных объединений. К примеру, недавно партия «Nur Otan» выступила инициатором внутрипартийных перемен, провела праймериз (с применением онлайн-голосования), являющийся одним из образцов выборного процесса в демократических странах. При этом, были использованы такие механизмы обратной связи партии с избирателями, как: работа общественных приемных, активное присутствие в социальных сетях, организация «горячих линий». Конкурентная борьба во внутрипартийных выборах по аналогии с лучшими мировыми практиками позволила привлечь в партийные ряды креативных лидеров общественного мнения.
Таким образом, главной особенностью избирательной системы суверенного Казахстана является то, что она претерпевает существенные изменения, связанные как с общими преобразованиями политической системы в целом, так и обусловленными ими изменениями конституционно и законодательно закрепленных принципов, и механизмов избирательного процесса. Эволюция избирательной системы в Казахстане отражает суть политических изменений в современный период развития. Целью процесса совершенствования избирательной системы Казахстана является создание эффективно действующего механизма формирования властных структур. Анализ процесса формирования казахстанской избирательной системы важен не только для изучения самой электоральной политики, но и для оценки сути трансформационных политических изменений в переходный период, и для перспектив дальнейшей демократизации политической системы.
В этой связи Президент РК Касым-Жомарт Токаев в статье «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего»), опубликованной в республиканской газете «Egemen Qazaqstan» отметил, что в последнее время в обществе растет запрос на более активное участие в жизни страны и процессе принятия решений. Прямым ответом на этот запрос является концепция «слышащего государства», предложенная Главой государства, а также инициатива о создании Национального совета общественного доверия. Все это необходимо чтобы мобилизовать все свои силы и ресурсы для повышения реальной конкурентоспособности Казахстана. Сегодня как никогда важны консолидация нации и беззаветное служение ценностям Независимости каждого гражданина.