Сильное государство и всесильная бюрократия – это не одно и то же. Первое нужно гражданскому обществу, как инструмент развития и поддержания порядка, для защиты и укрепления демократических институтов. Вторая – смертельно опасна для него. Поэтому общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии. Не случайно Президент РКК-Ж. Токаев в своем сентябрьском 2019 года Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» выступил с инициативой о создании Национального совета общественного доверия иотметил, что преобразования в стране будут происходить только после анализа мнений гражданского общества.

Далюбое государство — это прежде всего система, самонастраивающаяся система. Настройка происходит за счёт прямых и обратных связей между властью и обществом.Эффективное внешнее воздействие, способное вернуть устойчивость разбалансированной системе, возможно, только если вы способны с высокой точностью оценить её текущее состояние. Поэтому важно слышать друг друга и корректировать свою позицию. Отсутствие подобного взаимодействия чревато тяжелыми последствиями.Яркий пример – Украина. Наначальных этапах существования системы Украина, власть (управляющий центр) обладала достаточно объективной информацией о её состоянии, но стремилась игнорировать неудобные (неприятные) для неё показатели. С течением времени информация, получаемая центрами принятия решений, всё больше соответствовала задаче поддержания их субъективного комфорта и всё меньше и меньше соотносилась с реальностью. Как результат государство слабело, теряло устойчивость, нарастали центробежные силы.

И еще. Современность означает свободу – свободу думать, говорит и обмениваться.Более того, именно свободноеобщество, свободная экономика, свободная торговля являются самым лучшим фундаментом для устойчивого благополучия и долгосрочной стабильности, которые обеспечиваются за счет широкого консенсуса, полученного через политический диалог и динамичное гражданское общество.Ценность постоянного диалога состоит в том, что, несмотря на существующие разногласия, сохраняется сам смысл и поиска некоей «золотой середины».

Конечно, не со всеми можно будет соглашаться, однако предоставление возможности открыто выступить о наболевших проблемах вселяет надежду на положительные перемены в обществе. Как уже было сказано, важно понимать и слышат другдруга.Только так мы вместе сможем определить направления движения: от не исправления недостатков – к улучшению условий жизни. Профессиональная работа каждого из нас, единство и сплоченность всех нашихграждан способны на многое. А нам есть что порешать.

«Зри в корень» — справедливо воскликнул однажды остроумец Козьма Прутков. Пожалуй, мнестоит воспользоваться этой сентенцией и попытаться составить сколько-нибудь объективную картину положения дел в стране на текущий момент.Как известно, в своей предвыборной программе Касым-Жомарт Токаев провозгласил: Преемственность. Справедливость. Прогресс. Надо сказать,дискуссии о справедливости, о создании идеального общества идут испокон веков. Над вопросом бились лучшие умы человечества. Платон этой теме посвятил трактат «Государство», а Кампанелла в своих мечтах создал «Солнечный город». Еще раньше АсанКайгы взялся за поиск земли обетованной.

В этой связи вспоминается старый анекдот про то, как определяется разница между равенством, справедливостью и социальной справедливостью.«Предположим, что есть одна порция еды», — говорит герой анекдота, — а накормить нужно двух человек – большого и маленького. Так вот, равенством будет считаться, когда порция делится поровну, справедливостью – когда большому достается больше, так как он большой и ему нужно больше, социальной справедливостью – когда маленькому достается больше, так как он меньше». Если же серьезно, то люди могут и готовы терпеть неравенства, но только справедливые неравенства, созданные природой: по образованию, таланту, труду, личным способностям, а не по криминальному лихоимству, мздоимству и другим критериям. И это вовсе не благое пожелание. Широко распространено мнение о несправедливости сложившегося общественного устройства.

Так, у людей вызывает недовольство крайняя степень имущественного неравенства и что это стало для нас обыденным можно продемонстрировать на одном примере.Как сообщает порталZakon.kzсегодня162 человека владеют половиной богатств Казахстана. А по данным«Альпари», взрослое население в Казахстане составляет 12 085 857 человек. Годовой доход 96,6% взрослого населения не превышает 10 тысяч долларов.

При этом:

2,7% (326 322 человека) зарабатывают в год от 10 до 100 тысяч долларов.

0,35% (42 301 человек) от 100 тысяч до миллиона долларов.

0,05% (5 838 человек) — от 1 до 50 миллионов долларов.

0,001% (162 человека) владеют примерно 55% от общего богатства. Из них 112 человек имеют в год от 50 до 80 миллионов долларов. 45 человек —  от 80 до 800 миллионов долларов. Пять человек — от 2 до 3 миллиардов долларов. Многие полагают, что эти нувориши, созданы искусственно не по заслугам, а просто перекачивая бюджетные народные средства в свой личный карман и призывают власть обратиться к опыту западных стран, прежде всего скандинавских, которые смогли совместить с интересами общества.

Или возьмем другой пример. По данным экономических исследований доля оплаты труда работников в ВВП Казахстана ежегодно снижается (сейчас она упала до 30%, в 2000 году составляла 35,5%), доля государства (доходы от налогов) почти не меняется, а доля валовой прибыли растет. Если сравнить с другими нефтяными странами, то доля полученной работниками оплаты труда в ВВП в Австралии составляет 46,9%, России 46,4%, Норвегии 48,7%, Канаде 50,5%. Таким образом, в других нефтяных странах этот показатель выше более чем в полтора раза.

Теперь сравним, какую прибыль получает бизнес Казахстана и других нефтяных стран. У нас в Казахстане валовая прибыль/смешанный доход увеличилась с 54,8% ВВП в 2000 году до 61,9% ВВП в 2018 году, в Австралии составляла (43,1%), России (41,8%), Норвегии (40,9%), Канада (38,3%). В то же время, чистые налоги на производство и импорт, которые поступают в государственный бюджет в Казахстане составили в 2018 году — 7,9%. Для сравнения в других нефтяных странах: в Австралии составляет (10,0%), России (11,8%), Норвегии (10,3%), Канада (11,3%). Это означает, что прибыли бизнеса растут быстрее, чем оплата труда.

В результате, значительное число казахстанцев можно отнести к тем, кого Международная организация труда классифицирует как (workingpoor, in-workpoverty) «бедные работающие». Они получают менее 60% медианной заработной платы. В Казахстане же их более 30% от общего числа наемных работников. Надо сказать, проблема «работающих бедных» для Казахстана остается по-прежнему актуальной, даже несмотря на повышение размеров минимальной заработной платы в 2018 году. Будущие пенсионные накопления этих работников после выхода их на пенсию будут явно недостаточны для обеспечения так называемого «коэффициента замещения», то есть достойной старости в соответствии с международными стандартами.

Не трудно заметить, что структура нашей экономики сегодня такова, что основная часть денег просто не доходит до расходной части бюджета.Надо дать доступ трудоспособным гражданам к продуктивным рабочим местам для получения достойного дохода. Однако, главная проблема нашей страны – что у нас нет большого количества достойных рабочих мест, где люди могли бы работать и зарабатывать. Поэтому главная идея должна быть такой – мы должны работать и зарабатывать. Ясно что эта стратегическая задача не может быть решена быстро. В связи с этим ведущие экономисты страны считают необходимым провести ряд радикальных мер, а именно:

Пересмотреть и объединить государственные программы «ГПИИР», «Национальная экспортная стратегия» и «Национальная инвестиционная стратегия» в единую «Стратегию структурной перестройки экономики Казахстан».

 Цель программы – отойти от ведомственного подхода, стимулировать производство конкретных конкурентоспособных товаров и услуг (а не отраслей), на экспорт. Расширение производств с высокой локализацией на местном сырье и материалах создаст дополнительные рабочие места, снизит зависимость от курсовых колебаний.

Создание высокооплачиваемых рабочих места в новых отраслях. Например, «Хаб экспортных IT услуг», с концентрацией молодых казахстанских специалистов и приглашением ведущих зарубежныхIT специалистов. Потребуется большая предварительная работа по поиску ниш на зарубежных рынках потребителей IT услуг, предоставление офисов, освобождения от налогов на первые годы.

Развитие новых секторов экономики в Казахстане для молодых образованных казахстанцев, с высокими компетенциями, прекращение процесса «утечки мозгов». 

В связи с чем, необходимо предоставить налоговые льготы компаниям, инвестирующим в IT услуги. Таким образом, инвестировать должен бизнес, а задача государства – сформировать для этого благоприятную среду.

Сегодня мир все больше поляризуется на техноэлиту и техноплебе – на производителей, кто создает инновационные технологии и дилеров, кто только и умеет обслуживать не созданную ими продукции. В связи с этим Казахстан, стремясь в число 30 конкурентоспособных стран, обязательно должен перейти от экономики ресурсов и инвестиций к инновационной экономике. Это нужно еще и потому, что в мире сегодня пятый технологический Кондратьевский К-цикл, базирующийся на интернете и телекоммуникациях, который привел к созданию новой цифровой экономики, основанной на знаниях, постепенно меняется на шестой. Этот переход, по мнению мировых экспертов, будет идти по пути объединения физики, биологии, математики и химии в единую науку и основываться на новых технологических достижениях и материалах. Философией шестого технологического уклада станет принцип неразрывного единства человека, общества и природы в процессе познания и социальной практики. А в речах, статьях и выступлениях наших руководителей о таких вещах даже не говорится. Они словно не замечают новой волны, грядущей и неизбежной смены технологических укладов. Не случайно Глава государстваКасым-Жомарт Токаев постоянно обращает внимание руководящего звена на важность перехода к цифровой экономике и новым технологиям.

Безусловно, все это требует новаторского отношения к науке. Ярким тому примером вполне может послужить одно событие аж десятилетней давности, произошедшее в США – сенсационное выступление тогдашнего президента Барака Обамы на ежегодном собрании американской национальной академии наук 27 апреля 2009 г. Кроме членов академии, на собрании присутствовало все высшее руководство страны: министры, губернаторы, другие крупные госчиновники, ведущие советники Белого дома и т.д. Обама объявил о начале новой эры в развитии национальной науки и выделении более трех процентов ВВП на научные исследования и разработки, поддержке всего спектра прикладных и фундаментальных исследований. Тогда же было объявлено, что в течение последних 50 лет в США расходы на науку будет составлять более 400 млрд долларов. Это обеспечит подавляющее научно-технологическое первенство Америки в ХХI веке, что мы сегодня и наблюдаем. Надо сказать, в развитых странах доля расходов на науку в ВВП достигает 16%, у нас же этот показатель имеет величину всего лишь 0,12%. «Это катастрофически мало, — признал министр образования и науки АсхатАймагамбетов. — В то же время мы должны признать: если у нас не будет адекватной системы управления наукой и ее финансирования, которая будет транспарентной, справедливой, понятной для всех, то выделяемые средства не могут быть полностью эффективны. Для того чтобы сама система была эффективной, нам необходимо выстроить определенную программу принятия решений».

Вполне понятно стремление людей к лучшему. А значит, все наши действия должны подчиняться логике преобразования и вести к достижению намеченных высот. К сожалению,у нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. Идеология преобразования напрочь забыта многими руководящими работниками. Приоритетом стало обогащение, личная нажива. Работают по принципу: «своим – все, чужим – закон». Первый Президент — Елбасы Н. Назарбаев в одном из своих выступлений был вынужден признать, что в госорганах переизбыток молодых и неопытных чиновников, гордящихся принадлежностью к той или иной команде и клану, не знающих даже чем им заниматься и за что они получают зарплату.

В этой связи неплохо было бы обратиться к опыту России. Здесь уже третий год успешно работает конкурс «Лидеры России», который создан на базе платформы «Россия – страна возможностей» по поручению президента России. Этот проект позволил выявить ярких, интересных людей, имеющих уже опыт работы в своих сферах, и дал им возможность использовать социальные лифты для занятия руководящих постов в этих отраслях, вне зависимости от связей доказать свои профессиональные способности и реально изменить свою жизнь. За два предыдущих сезона на участие в конкурсе было подано более 426 тысяч. За два года назначения на высокие позиции получили 150 участников «Лидеров России» — двое стали губернаторами, четверо – заместителями федеральных министров.

Да, в каждом из нас заложен огромный творческий потенциал. Как говорится, не ленись, учись, работай с полной отдачей сил, и добьешься успеха.Поэтому очень важно формировать такую духовную атмосферу, когда проблема одних людей рассматривается как проблема всего общества: у этого социума нет чужой беды. Такое цельное общество считается непобедимым.Потому и Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье в популярном американском издании TheHill заявил:«Я поставил цель построить по-настоящему современное государство, которое подотчётно и отвечает потребностям своих граждан. Моё намерение — создать государство, которое слушает и, что ещё более важно, слышит голоса своих граждан».

Как показывает опыт, великая нация сильна именно тем, что в трудные минуты она способна быстро объединиться, сплотиться перед угрозой вопреки частным разногласиям. Потому возлагаем большую надежду на созданную при Президенте РК — Национальный совет общественного доверия.   

Когда-то премьер-министр Англии Уинстон Черчилль, выступая перед народом и полнясь любовью к своей стране, сказал пылко: «Так давайте исполним свой долг, сплотимся и будем вести так, чтобы если Британская империя прожила еще тысячу лет, то люди бы потом сказали: «Это был их великий час!». И действительно, Великобритания, взяв старт в годы правления Черчилля, стала одной из великих держав современного мира.