Анализ развития ведущих стран мира, таких как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Сингапур, показывает, что приоритетность и качество образования – не следствие благосостояния государства, а его основная предпосылка. В связи с этим вполне уместно вспомнить слова одного из президентов США: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты.
Да, действительно, роль образования для человека в современном мире очень велика. Просвещенные люди как правило успешны и авторитетны, у них широкий круг друзей и знакомых, значимый статус в обществе. Ну и не стоит забывать, что образованные люди способны на более квалифицированный труд, а, следовательно, и зарабатывать будут больше чем те, кто не проходил обучение. Наконец, грамотный человек является конкурентоспособным, и как следствие общество, в котором он живет имеет преимущество перед другими государствами. Поэтому, с уверенностью можно сказать, что в современном мире без достойного образования прожить невозможно и растущий человек должен получить то, что станет главным его достоянием — Знание. Неслучайно классик с мировым именем Абай в своем 25-ом слове «Гаклии» напоминает о том, что «необходимо учиться с целью быть заступником казахского народа, заботиться, чтобы и мы стали страной, узнали столько, сколько знают другие, вошли в среду народов равноправными».
Безусловно, не владея знаниями, мы не можем полностью представить наш мир без изобретений Альберта Эйнштейна – фотокамеры, холодильника; открытий физика Исаака Ньютона – закона всемирного тяготения, его трех знаменитых законов механики, теории относительного движения небесных тел; проектов Леонардо да Винчи, хотя и не реализованных при его жизни, но таких незаменимых в наши дни, как — аэроплан, велосипед, парашют, танк. Живший в XVI веке Бэкон был основателем научной мысли Нового времени — сегодня его без сомнений назвали бы сверхчеловеком. Менее известный Абу аль-Бируни родился еще в 973 году нашей эры и к пятнадцати годам овладел почти всеми науками того времени. Одной астрономии Бируни посвятил 45 книг — в 1029 году он разбирался в звездной карте так, будто видел далекие миры своими глазами. Один из величайших умов XVII века Блез Паскаль, в 12 лет начавший изучать геометрию и в 16 закончивший свою первую работу. Классический представитель Золотого века Ислама, подвижник и теоретик науки Аль-Фараби – пример учёного-энциклопедиста, «универсального человека». Огромен вклад в науку русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, объяснившего сложнейшие явления физики, химии, астрономии, заложившего основы многих исследований и открытий.
Прав был Ньютон, который изрек пережившую века фразу: «Я видел дальше других только потому, что стал на плечах гигантов». И действительно, только опираясь на фундамент, заложенный учеными старшего поколения, можно двигаться дальше. Одним словом, сначала нужно усвоит, переварить гигантов, и потом найти свое. А для этого необходимо накопить запас энергии. Конечно, теперь открытия в науке будет делать труднее, но они будут. Нильс Бор по этому поводу сказал, что мы теперь будем заниматься биологическими молекулами. К тому же человек как объект для познания нескончаем. Главное – ставит цели и идти к их достижению. Иначе говоря, надо постараться самим, никто за нас это не сделает. Не случайно же говорят, что человек – творец своего счастья. Так, к примеру, во время моей учебы скидки не было никому. Учитель учителем, но и самому необходимо было иметь крокодилову хватку. Потому что из ручного человека, не имеющего внутренней свободы, ученый не состоится. У казахов есть такая пословица: «Из теленка, который долго был на привязи, бык не получится».
К огромному сожалению, сейчас пошла сплошная халтура, девальвация научных знаний. Академиков стало хоть пруд пруди. Правда, и в XIX веке Пушкин писал: «Так всегда будет, так всегда было. Таков издревле белый свет. Ученых много, а умных мало. Знакомых – тьма, а друга нет». В свою очередь, российский писатель Владимир Войнович в одном из интервью подчеркнул: «Нельзя забывать, что наша нынешняя «интеллигенция» выращена советским временем и именно оттуда ведет свое происхождение. Отсюда истоки повального конформизма современного творческого сообщества, желание понравиться высшим начальникам: некоторым очень лестно, что начальник заметил, отметил, сказал ласковое слово». Неудивительно, что сегодня одна из проблем – недостаток опытных, грамотных специалистов мирового уровня, не востребованность независимого, профессионального сообщества, способного открыто оценивать ситуацию, смело высказывать свое мнение и пути выхода из кризиса, вызванного пандемией коронавируса и падением цен на сырьевые ресурсы. А также недостаток чиновников на всех уровнях власти, способных адекватно реагировать на вызовы времени.
Условия, когда вместо ресурсных приоритетов Казахстан делает ставку на инновации, человеческий капитал, современные технологии, обязательно потребуют мобилизацию всего общества на достижение новых параметров развития с обязательным соблюдением нравственных принципов и этот посыл неслучаен. Если в целом охарактеризовать наследие Ли Куан Ю, который на протяжении 31 года был бессменным Премьер-министром Сингапура (с 1959 по 1990 год), то основная его заслуга как лидера заключалась в том, что, воспринимая новые технологии и производства, страна под его руководством одновременно совершенствовалась культурно и нравственно, приобретая черты устойчивости за счет последовательного развития человеческого капитала. Это осознание гуманитарных приоритетов произошло не сразу. Сам Ли Куан Ю в своей книге «Сингапурская история: из «третьего мира» — в «первый», по этому поводу признается: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны».
Действительно, внедрение и соблюдение высоких стандартов во многом, если не во всем, зависит от людей, их квалификации, знаний, дисциплины и воли, наконец. Людей нужно было не только обучить их всем необходимым, для того чтобы они смогли достичь стандартов обслуживания, принятых в развитых странах мира, но их также необходимо было переориентировать, перевоспитать с помощью школ, университетов, профсоюзов и общественных организаций.
Таким образом главный лейтмотив в политике, характерный прежде всего национальным лидерам, заключается в том, что они меняют отношение людей к своей жизни. Можно увеличить благосостояние граждан, укрепить здоровье нации, но, если не дать народу должного воспитания, все накопленное и приобретенное будет растрачено и потеряно уже при жизни одного поколения. Поэтому если ребенка не воспитывать духовно, запросто потеряешь его как личность. Человек без духовно-нравственных ценностей подобен лепестку, потерявшему корень. Поскольку душа ребенка, как чистая доска, — что мы, взрослые, напишем, такого человека и получим в будущем. Потому наш долг – внести свой вклад в благородное дело воспитания нового человека на основе обеспечения отлаженного механизма взаимодействия триединства: семьи, общества и государства. Справедливости ради следует отметить, что в данном направлении наработан определенный опыт, есть положительные перемены, наблюдаются позитивные сдвиги.
Самое главное – у нас каждый имеет право на образование. И это право закреплено нашей Конституцией. В Казахстане 85% населения в возрасте от пяти до 24 лет охвачены образовательными программами, 99,5% населения – грамотные. За последние годы в результате устойчивого повышения индекса человеческого развития республика продвинулась на 20 позиций, опережая многие государства постсоветского пространства. Вот что написала Аурелия Бушез, посол Европейского союза в Республике Казахстан: «На мой взгляд, современность начинается с образования. И здесь позвольте мне похвалить Казахстан за достижения в этой области. В 2009 году Казахстан занял первое место в Индексе развития ЮНЕСКО «Образование для всех», показав только положительные результаты в обеспечении практически всеобщего уровня начального образования, высокий уровень грамотности среди взрослых и полное равенство между полами».
Вместе с тем, согласно новому исследованию Статистического института ЮНЕСКО, образование продолжает оставаться недосягаемым благом для 124 миллионов детей и подростков, не посещающих учебные заведения. По подсчетам института, 24 миллионов детей никогда не будут учиться в школе. В США 30 миллионов взрослых, а это 14% населения США, считает себя безграмотными. И их число растет. Согласно исследованию, проведенному Гамбургским университетом, в Германии около 7,5 миллионов неграмотных людей. 14% граждан страны (работающих граждан) не умеют читать и писать. Каждый десятый выпускник выходит из британской школы без элементарных навыков письма и чтения, а также без знания арифметики.
Для обеспечения всеобщего дошкольного, начального и общего среднего образования к 2030 году необходимо дополнительное финансирование в размере 22 миллиардов долларов ежегодно. Это необходимо, чтобы каждый ребенок получил элементарные знания.
Как говорится, все познается в сравнении. У нас дошкольное образование дает ребенку самые простые знания об окружающем его мире. Малыш здесь приобретает первые знания, учится направленно анализировать, мыслить. В детском саду у ребенка развивается память, мышление и речь, дошкольник приобретает первые социальные навыки. Школьное же образование включает в свою программу широкий перечень различных предметов. Благодаря чему выпускник имеет знания в различных научных областях. Это помогает ему в дальнейшем получении профессии, а также характеризует его как человека с широким кругозором. Конечно, выпускникам не все предметы понадобятся в будущей профессиональной деятельности, но полученные знания помогут им ориентироваться в жизни, анализировать сложные социальные ситуации. Навыки выполнения творческих работ, таких как сочинение или проект, учат формулировать свои мысли, что способствует эффективному прохождению собеседования в будущем. В стенах высших учебных заведений ведется работа по подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров.
Сделано немало. Но предстоит сделать еще больше. Прежде всего нужно понять, что спектр задач, стоящих перед страной, изменился. Изменилась сама страна, изменились проблемы, которые волнуют общество. Они уже не те, что были на стадии становления государства. Вся нация должна быть готова к жесткой конкуренции и новым вызовам пост эпидемиологической ситуации, легкой прогулки по XXI веку не будет. Такова парадигма нашего времени.
Не зря в народе говорят: «Ум богатеет от того, что он получает». Поэтому качественное образование — двигатель жизни каждого человека и ее важная составляющая. И здесь трудно переоценить роль педагога. Хотя существует и такая оговорка: «посредственный педагог рассказывает, хороший объясняет, замечательный – показывает, а талантливый – вдохновляет». Стало быть, надо много, очень много работать над собой, чтобы подкрепить талант знаниями, а для этого сегодня созданы благоприятные условия. В последние дни 2019 года Парламентом страны был принят Закон «О статусе педагога», который был подписан Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым. Впервые в истории Казахстана в законы РК «Об образовании» и «О статусе педагога» внесено единое понятие «педагог».
Закон «О статусе педагога» — это беспрецедентный законодательный акт, который направлен на защиту прав учителей, определяет их основные обязанности и социальные гарантии. Следует отметить, что действие закона «О статусе педагога» распространяется на педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в: дошкольных организациях образования, организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего), организациях технического и профессионального, постсреднего образования, специализированных, специальных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей, методических кабинетах. В связи с этим, перечень должностей педагогов расширился до 28 наименований.
Впервые в истории страны законодательно регламентировано рабочее время и время отдыха педагога. Расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного использования информационных ресурсов, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок. Новым законом отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога, установлен запрет на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций влечет штраф на физических лиц в размере 20-40 МРП либо административный арест на срок до пяти суток от субъекта правонарушения.
В Законе четко отражены права педагога на материальное обеспечение. Для повышения качественного состава учителей школ предусматривается доплата в размере 10 МРП для лиц, имеющих степень магистра. Это мировая практика. По данным МОН сегодня в школах работают 7,5 тысяч магистров (это лишь 3,5% по стране, а международная практика до 44,2%). За педагогом, впервые принятым на работу в организацию среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество, за которого выплачивается доплата в размере одного базового должностного оклада. Кроме того, произведено увеличение размера доплат за классное руководство и проверку тетрадей в два раза. Доплата за квалификацию педагогического мастерства будет установлена для всех педагогов в размере от 30 до 50% от должностного оклада. Для управленческого состава организаций образования будет производится выплата доплаты за управленческое мастерство в размере от 30 до 100% от должностного оклада. Данные виды доплат будут выплачиваться по результатам успешной сдачи аттестации. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного месячного расчётного показателя.
Важным моментом в Законе, повышающем статус педагога, является право на поощрение. Устанавливается новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», которая предусматривает единовременную выплату в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя. При этом, сохраняются ежегодные вознаграждения обладателю звания «Лучший педагог» в размере и порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Предусмотрен пакет социальных гарантий, а именно:
1) педагогу гарантируется жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, а также земельные участки под индивидуальное жилищное строительство;
2) ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней;
3) предоставление детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства в первоочередном порядке;
4) по решению местных исполнительных органов педагогу предусмотрены:

компенсационные выплаты педагогу за аренду жилья и комуслуги;

полные или частичные выплаты для приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение и отдых.
5) пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада 1 раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска;
6) обеспечение прав в области здравоохранения.
Кроме того, с целью поддержки педагогов, прибывших для работы и проживания в сельской местности:
1) предоставляется подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья;
2) предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в приоритетном порядке.
«Самое лучшее в человеке – от Учителя», — говорил Абай. Касым-Жомарт Токаев в своей предвыборной платформе принятие Закона «О социальном статусе педагога» также обозначил приоритетным и с момента вступления его в силу взял на постоянный контроль. В ходе недавнего отчета министра МОН Аймагамбетова, Глава государства поручил продолжит работу по повышению статуса педагогов, ограждению их от исполнения несвойственных функций и обеспечению запланированного увеличения зарплаты на 25% с января 2021 г. Токаев также поставил задачи по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов, повышению качества высшего образования и развитию вузовской науки. На селекторном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Мамина рассмотрена подготовка к началу нового 2020-2021 учебного года. В 7391 школе будут обучаться более 3,3 миллионов человек, в том числе в 1 классе – более 396 тысяч детей. Исходя из текущей ситуации, первая четверть учебного года будет реализовываться в удалённом формате. Стандартный метод обучения, будет проходить только в малогабаритных школах, при соблюдении санитарных требований. Обращая внимание на неоднозначность зажиточности категорий населения, премьер объявил, что школьникам из малообеспеченных семей, госорганы выделят компьютеры для занятий, в количестве 500 тысяч единиц.
Есть понятие локтя и понятие плеча. Если страна будет чувствовать плечо и локоть каждого гражданина, то и каждый казахстанец будет чувствовать надежное плечо Родины. Самое главное, если мы будем всегда вместе – все тогда у нас получится. Нам есть что любить, есть что отстаивать и защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы преодолеем последствия экономического кризиса и пандемии и с честью выйдем из них.

Кенжеболат Жолдыбай, политолог