За последние три года госорганы, нацкомпании и другие юридические лица подконтрольные государству составили более 65 000 планов развития и отчетов об их исполнении, 101 000 отчетов об инвентаризации и 60 000 годовых финансовых отчетов! Всю эту информационную лавину принимает, обрабатывает и публикует в открытом доступе АО «Информационно-учетный центр» (ИУЦ). И это только часть работы Центра.
Кому-то это покажется разгулом бюрократии. Однако, прозрачность деятельности госорганов и госкомпаний – необходимость. Для государства это возможность замерить эффективность пользования госимуществом и определить качество работы госорганов. Для общества – возможность оценить эффективность бюджетных затрат.
К примеру, любой журналист или спортивный блогер может открыть портал госимущества (gosreestr.kz) или сайт депозитария финансовой отчетности (dfo.kz) и изучить бюджет местного футбольного клуба, который отчасти, а иногда и полностью финансируются из бюджета.
Но даже этот объем работы Информационно-учетного центра далеко не предел. Дело в том, что с нового, 2020 года в стране будут запущены новые проекты, связанные с госимуществом, что повлечет за собой и рост фронта работ.
К примеру, если с 2017 по 2019 год в госреестр было внесено коммунальное имущество 1215 сельских населенных пунктов, в каждом из которых проживает более двух тысяч человек, то в ближайший год предстоит внести в реестр ещё 1338 органов местного самоуправления сел и сельских округов с населением менее двух тысяч граждан. Таково требование законодательства о создании местных бюджетов 4-го уровня. По сути, Информационно-учетному центру необходимо будет проделать больший объем работы, но в гораздо более сжатые сроки. Кроме того, с началом 2020 года процедура приватизации жилья из государственного жилищного фонда проводится исключительно в электронном формате, через веб-портал госреестра.
С 2020 года также в обороте только электронные зерновые расписки (ЭЗР). Ежегодно на портале производится около 110 тысяч операций с зерном и более 55 000 информационных операций (точнее: получение выписок с лицевого счета о владении зерном). До 2020 года параллельно «в ходу» были и электронные, и бумажные расписки. Логично предположить, что количество выпускаемых ЭЗР и операций на портале Qoldau.kz станет больше. Всего по зерновым распискам на сегодня проведено более 620 000 операций, в том числе по продаже 93,5 млн тонн зерна общей стоимостью 4,7 трлн тенге!
В рамках «второй волны приватизации» ожидается передача в частную собственность в 2020 году дополнительно 40 объектов, общей стоимостью 133 млрд тенге. Торги проводятся в электронном формате.Электронными с 2021 года также станут торги по продаже земельных участков и права их аренды. Уже в 2021 году запланировано проведение 950 торгов по участкам общей площадью 2 тысячи гектар.
С 2020 года существенно расширяется перечень корпоративных событий. обязательных к опубликованию в Депозитарии финансовой отчётности. Компании станут более открытыми – это большой плюс. Но вместе с этим объем информации, который необходимо будет обрабатывать Центру существенно вырастет. Пока сложно сказать, насколько.Ежегодно ИУЦ принимает, обрабатывает и публикует более 12 000 эл. отчетов о корпоративных событиях.
Наконец, большой объем работы предстоит по цифровому мониторингу земель сельскохозяйственного назначения через регистраторскую информационную систему на портале Qoldau.kz. Напомним, запустить проект по космомониторигу земель сельхозназначения до 1 мая 2020 года поручил президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Всего «мониторить» необходимо более 25 млн гектар пашни и около 72 млн гектар пастбищ. Эти земли закреплены за 143 000 землепользователями.
Этой и другой работой занимается сегодня 169 сотрудников Информационно-учетного центра, хотя формально штатная численность ИУЦ на сегодня составляет 177 сотрудников. Однако ещё 8 сотрудников, которые очень нужны, трудоустроить вряд ли получится – в сентябре 2019 года, в своем первом послании в качестве президента страны, Токаев затронул тему эффективности госуправления и поручил: «…к 2024 году количество госслужащих и сотрудников нацкомпаний необходимо сократить на 25 процентов». Будучи акционерным обществом со стопроцентным участием государства, под это требование подпадает и АО «Информационно-учетный центр».
С одной стороны, отмечают в Информационно-учетном центре, рост объема работ в ближайшие годы очевиден. И если не нарастить штат, есть риск выполнить её не совсем качественно или не в полном объеме. С другой стороны, необходимо как минимум удержать тот штат, который на сегодня есть. Дилемму, вероятнее всего будут решать через сокращение. Пусть и не на 25 процентов, но существенно.
Все-таки информация о госимуществе востребована всегда. Держать её актуальной и удобной к потреблению – задача, возложенная самим государством на АО «ИУЦ» ещё в 1993 году! Но насколько реально сократить штат сотрудников, при этом не снизив его боеспособность и эффективность, покажет время.
Пресс-служба АО «Информационно-учетный центр»