Состоялась встреча с Президентом Касым-Жомарт Токаевым. В ходе встречи подробно обсудили 4 основных вопроса. Хочу поделиться о трёх из них. Про четвёртый, самый важный, вопрос сейчас написать пока не могу.

1. Вопрос ЭКОЛОГИИ.

Рассказал о ситуации с переработкой отходов в стране. У нас уже накопилось 35 МИЛЛИАРДОВ тонн производственных отходов, 150 млн тонн твёрдо-бытовых отходов, не считая химических и радиоактивных. Наша земля превращается в большую свалку и никаких эффективных мер по этому вопросу не применяется. А если и есть меры, то трудно объяснимы с точки зрения простой человеческой логики.

Лишь один из примеров:

ВСТРЕЧА С ПРЕЗИДЕНТОМ

В 2009 году, совместно с немецкой компанией в Астане был построен завод. Занимался переработкой автомобильных шин. К 2016 году завод переработал 20 000 тонн авто шин. Мало кто знает, что 90% всех резиновых покрытий детских площадок, беговых дорожек, производил этот завод. Они еще и в Россию экспортировали. Экспортировали не полезные ископаемые и зерно, а мусор… Переработанный мусор. Завод исправно работал. Но наступает 2016 год…

В 2016 году из-за неграмотного, необдуманного, хотя нет, наоборот, скорее хорошо продуманного решения тех, кто в абсолютной ссоре со своей совестью, появляется ТОО РОП. Частная компания, которая получает сборы за утилизацию автошин, автомобилей, моторного масла и аккумуляторов.

Что интересно, за 3 года своей работы ТОО РОП уже собрали около 1 МИЛЛИАРДА $. Ежегодно из экономики страны этой частной компанией вытаскивается около 150 МИЛЛИАРДОВ тенге. Серьезная дыра в нашей экономике.

А что дальше? Как эти ловкачи собираются тратить деньги? О чистоплотности и благих намерениях можно догадаться уже на примере, как они распределяют расходы. Такому виртуозному подходу и нереальным цифрам может позавидовать любой писатель-фантаст.

Возьмем пример с автошинами. С одной автошины ТОО РОП получает 37 тенге -Сбор на УТИЛИЗАЦИЮ.

Как же тратит их РОП?

— около 7 тенге – на свои операционные расходы. На жизнь, чай-пай, хлеб с икрой. К слову, в мировой практике такими вопросами занимается Государство, и расходов таких вообще не существует.

— около 26,5 тенге (70% от всей суммы) – транспортные расходы. На Тэслах, что ли транспортируют? Или просто через услуги легче суммы списать?

— И лишь, примерно, 3,5 тенге – непосредственно на саму ПЕРЕРАБОТКУ. Вот она -сверхточная помощь на основную статью утилизации.

До появления РОП, пункты сбора автошин сами привозили сырьё на завод. Сборщики перестали самостоятельно привозить сырьё, так как РОП стал собирать эти шины для утилизации. Соответственно, заводу по переработке автошин приходилось теперь уже выкупать и транспортировать автошины самостоятельно. Это увеличило себестоимость. Завод ожидал от РОП 120 млн тенге за переработанные и самостоятельно транспортированные автошины за период 2016-2017. Но эти деньги завод не получил. Причина – не хватает то одного документа, то ещё какой-нибудь бумажки. Классика.

Завод был построен на кредитные деньги. Кредит, ввиду выросших расходов, а так же присвоенных РОПом сумм, выплачивать не смогли.

В 2017 году был арестован счет. Завод остановился. А расходы — нет: расходы на оборудование, коммунальные услуги, фонд заработной платы оставались. Появились новые расходы — оплата юристам по вопросам снятия банковского счета с ареста.

На сегодня, по решению Верховного суда у владельцев забрали всё – завод, оборудование, здание, землю. Акционеров сделали должниками. Завод, который исправно работал, создавал рабочие места, ПЕРЕРАБАТЫВАЛ автошины, и экспортировал переработанный мусор из Казахстана — попросту убили.

Только на этом небольшом, но печальном примере можно увидеть, как работает РОП.

Почему частной фирме отдали под управление сборы утилизационных отходов? Есть ли рост в утилизации отходов с момента появления ТОО РОП? Пример выше говорит об обратном.

Сборы на утилизацию — стратегически важный вопрос. Увеличиваются сборы – увеличивается цена товара. Это на автошины на 37 тенге увеличилась цена, а на автомобили цена возрастает в разы. РОП еще к рукам хотел прибрать утил сборы за сельхоз технику, но фермеры стали возмущаться и не дали ввести этот сбор.

В России к этому вопросу подходят с большой осторожностью. Так, ГОСУДАРСТВЕННОЕ предприятие РосЭкоОператор в 2017 году начал с изучения рынка, анализа последствий введения сборов. В 2018 году сборы на утилизацию по всей России, где проживает 147 млн человек, составило 30 млн $. В 2019 году планируют собрать 40 млн $. А тем временем, в Казахстане, численностью 18 млн человек, ТОО РОП только за 2018 год собрал около 400 000 000 $. Цифра, мягко говоря, чудовищная. Возникает вопрос, а что будет в 2019 году?

-Куда им столько? Из реальной экономики вытаскивать такие суммы – это уже не смешно, а противно.

Решение данного вопроса – ТОО РОП СРОЧНО НАДО НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ. Отдать под начало Министерству Экологии.

2. Вопрос развития малого и среднего бизнеса (МСБ).

Здесь все очень просто. Главный тормоз МСБ в том, что кресло акима не зависит от уровня развития МСБ регионе.

МСБ занимаются много кто: Даму, КазАгро, Атамекен, банки. А аким занимается общественно –социальными вопросами. А в чём главная проблема общественно-социальных вопросов? — Нехватка денег, экономический недостаток. И решить это можно, когда развивается малый и средний бизнес.

«Қойшы көп болса, қой арам өледі» говорят. » Когда много пастухов, овцы дохнут». За развитие МСБ аким должен отвечать своей головой и креслом ( для особо уникальных – только креслом).

Такой опыт применяют в Турции, Южной Корее, в Татарстане, кстати, тоже.

Ключевым определителем рейтинга акима должен быть уровень развития малого и среднего бизнеса. Тогда, удивительно стабильные за последние годы 20% МСБ от ВВП, начнут расти.

3. Вопрос Трансформации Самрук-Казына.

Трансформация любой компании, изменение всех процессов начинается с трансформации в головах и голове.

Наблюдаю за этим процессом с 2014 года.

Сначала пришли аналитики из Европы трансформировать САМРУК-КАЗЫНА. Встретили, как всё новое и непонятное в штыки. Руководители сказали:

-Ребята, мы и без вас всё знаем. Мы были министрами, акимами, вице-премьерами. Не вам нас учить. Трансформация не нужна!

Однако, через год, полтора, после поездок и изучения мирового опыта, похоже трансформация в голове всё таки произошла и как следствие начались изменения в САМРУКЕ.

Поменялась отчетность, сократился убыточный бизнес, привлекли головастых кадров. В общем, верной дорогой пошли. Вкус трансформационных изменений почувствовал даже малый и средний бизнес. Была организована новая система ГосЗакупок- ПКО (предквалификационный отбор). Система компьютеризированая, открытая. Так что, даже меленький простой смертный предприниматель мог получить проекты в недосягаемых КТЖ, КЕГОК, КазМунайГазитд. Участие МСБ привело к нормальной конкуренции, нац компании начали уменьшать расходы. И всё бы хорошо, но…

В 2018 в «Самрук-Казына» приходит новое руководство. И опять-двадцать пять. Руководство европейскому аналитику, скажем мистеру Джеймсу, говорит:

— Эй, мистер Джеймс! Мы и без вас всё знаем. Мы были министрами, акимами, вице-премьерами. Не вам нас учить. Ваша трансформация фуфло. Наша трансформация трансформированнее. Будем делать ставку на эффективность!

А что значить эффективность? Эффективность, в краткосрочном понимании, за 2-3 года собрать все сливки, урезать все расходы на ноу-хау, маркетинг исследования и прочие долгосрочные стратегические статьи, убрать старую трансформацию, убрать поскорее ПКО.

И опять МСБ почувствовал это на себе. Компьютерный отбор Госзаказов сделали ручным, чтобы деньги не уплывали мимо, к непонятному малому и среднему бизнесу, а шли в дополнение к тем 3 триллионам тенге, потраченные на закуп с одного источника.

Трансформация – это когда в бизнес-процессе мы оставляем лучшее, что работает и улучшаем, что можно улучшить, учитывая возможности нового времени. Кому мешала компьютеризированная, открытая система ГосЗакупки?

Сейчас мир меняется каждый час. И чтобы держаться на плаву, нужно идти в ногу со временем. Если вспомнить опыт Дженерал Электрик, они провели трансформацию в 1981 году и из сотни направлений оставил только 12 приоритетных. А сейчас, Дженерал Электрик оставил только 6 и инвестирует именно в возобновляемые источники энергии.

В САМРУКЕ нужно продолжить трансформацию, а не поощрать тектонические изменения с каждым новым руководителем. Тогда результат обязательно будет.

Моя задача была донести до Президента эти важные вопросы.